Наловить рыбы — полдела, её ещё нужно продать
В субботу, 24 августа, вдоль рыбных рядов на рынке «Центральный» выстроилась очередь, подобной которой здесь не видели, наверное, со времён постсоветского дефицита. Причиной ажиотажа стало то, что новгородские рыбопромышленники в этот день продавали щуку, судака, окуня, форель и другую рыбу по сниженным ценам. Большинство жителей акцию оценили. Были, правда, и недовольные. Когда их нет? Кому-то не хватило рыбы — всю разобрали. Кто-то и вовсе начал задаваться вопросом: что же, рыбакам некуда сбывать товар, раз они продают его так дёшево? В том, как всё обстоит на самом деле, постарались разобраться «НВ».
Раз в месяц
Организатор акции Алексей РУНЦЕВ не скрывает: идею её проведения он подсмотрел у мурманских коллег.
— Я увидел по телевизору, как в Мурманске рыбаки продают свой товар по сниженным ценам. После этого, обдумав всё, я решил провести такую же акцию у нас в городе. Со стороны покупателей был огромный интерес, людей пришло очень много, — рассказывает Алексей Рунцев.
Всю рыбу он добывает сам, продаёт через собственные торговые точки. Сейчас у него в планах — наладить переработку товара. Алексей Рунцев хочет открыть небольшой цех по вялению рыбы. Что касается акций по продаже ильменской рыбы по доступным ценам, их он тоже намерен повторять. Уже известна дата следующей. Она состоится 28 сентября. Новгородцев будут ждать в рыбных рядах рынка «Центральный» и в ТЦ «Славянская ярмарка».
— Сейчас реализовать рыбу в Великом Новгороде стало сложнее, чем раньше. Главная причина — цена. Но нужно понимать, что она ставится не потому, что мы так захотели. Люди видят ценник, но редко задумываются, что за ним стоит, из чего складывается стоимость. Аренда помещений, зарплата работникам, обслуживание кораблей, сеток, орудий лова, цена топлива — всё это на нас влияет, и мы должны это учитывать. Цена на рыбу растет в любом случае, но мы же понимаем, что, например, для многих пенсионеров она неприемлема. Поэтому я и решил сделать акцию. Я могу себе это позволить, пусть не постоянно, но раз в месяц, — поясняет Алексей.
Сделай сам
Рассказать новгородцам о готовящейся акции по продаже рыбы Алексею помогло некоммерческое партнерство «Новгородские рыбопромышленники». Председатель правления Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА объясняет: рыбный бизнес — дело непростое, и тут хватает нюансов.
— Рыба — это скоропортящийся продукт. Если, скажем, одежду можно просто оставить на складе, то с рыбой так не получится. С хранением рыбной продукции связаны большие затраты. Все, кто занимается этим, начинают с того, что готовят себе какую-то базу, закупают холодильники. В Новгородской области немало предприятий, которые такую базу уже имеют. У них есть как минимум холодильное оборудование, как максимум — береговая переработка, позволяющая морозить, вялить или коптить рыбу.
Немного цифр: в прошлом году больше половины рыбы, выловленной новгородскими рыбаками, поступило на береговую переработку — 1400 тонн из 2400 тонн улова. Остальное пошло в розничную торговлю. И вот тут мы возвращаемся к теме проблем со сбытом.
— Сложность вот в чём: не все готовы продавать рыбу сами. Но если они это всё-таки делают, это очень здорово, потому что к стоимости рыбы не добавляется наценка от торговых сетей. Например, предприниматель Сергей Александров имеет три нестационарные торговые точки, где рыба продается по доступным ценам. Конечно, к себестоимости добавляется плата за электричество, так как в ларьке стоит холодильник, плюс зарплата продавца, затраты на ветеринарное обследование. Какая-то минимальная наценка всё равно будет, но рыба всё-таки становится более доступной для новгородцев, — поясняет Наталья Емельянова.
Шесть торговых точек в областном центре — у семьи Алексея Рунцева, о котором мы писали выше, три — у Татьяны Покшиной. Есть палатки с рыбой в Старой Руссе и в Боровичах. Кроме того, улов рыбаки сдают в магазины. Насколько их устраивают условия, предлагаемые сетями, — отдельный вопрос, но тем не менее новгородская рыба продается в 1500 объектах розничной торговли по всей области. Это и федеральные сети, и небольшие магазинчики, и рынки.
— Проблем с реализацией форели на сегодня я в области не вижу. Мы её мало производим для того, чтоб были проблемы. Хуже обстоят дела с продажей ильменского частика. Это мелкая рыба: сопа, густера, плотва, окунь, красноперка. Если помните, раньше были такие консервы в томатном соусе — «Мелкий частик». А сейчас предприятие, которое занималось их выпуском, — в стадии банкротства. Другого крупного перерабатывающего предприятия в Великом Новгороде нет, а за пределы области вывозить рыбу не всегда удается, — говорит Наталья Емельянова.
Основной поставщик мелкого частика, на долю которого приходится больше половины всех ильменских уловов такой рыбы, — «Красный рыбак». Директор предприятия Сергей Дробинин наладил собственное производство вяленой рыбы. В этом году у компании появился новый фирменный продукт — сушеный новгородский снеток в красивой сувенирной упаковке. В июне он был представлен на рыбопромышленной выставке в Санкт-Петербурге.
Партнёрство — путь к успеху
А как же всё-таки быть тем рыбакам, которые не хотят заниматься переработкой и торговлей? Для них, по мнению Натальи Емельяновой, лучший выход — все формы кооперации. Это может быть и семейное предприятие, как у Рунцевых: под контролем Алексея — корабль, соймы и бригада рыболовов, а на его отца Валерия Рунцева оформлены торговые точки. Еще пример, уже не касающийся семейного бизнеса: рыба, которую выращивают в Мошенском районе, на озере Меглино, отправляется на реализацию в магазины «Осень». С предпринимателем заключен договор: ему предоставляются оборотные средства на корма и организацию производства, и, таким образом, отпадает необходимость идти в банк за кредитом. При этом магазин определяет, по какой цене поставляется рыба, и за счет этого получает возможность вернуть вложенные деньги.
— Я в прошлом была руководителем торгово-производственного предприятия «Новгородрыба». Мы закупали рыбу у производителей, делали минимальную наценку, которой хватало, чтоб содержать холодильники. У нас был свой цех по переработке, где рыбу солили, коптили, вялили, где делали пресервы. Была собственная розничная сеть и два кафе. Этот замкнутый цикл позволял с минимальными потерями донести до новгородцев рыбу хорошего качества в том виде, в каком это возможно: хочешь — купи в магазине, хочешь — иди в кафе и съешь там. По сути это был тот же кооператив. Сегодня я вижу, как люди возвращаются к подобным формам работы. У Сергея Александрова сейчас время ловли, ему лучше быть рядом с рыбаками, и ему не до реализации. Он передвижные пункты продажи на этот период сдает в аренду, называет свою цену, а за реализацию отвечает кто-то другой. Это тоже выход. Получается, либо ты держишь собственную розничную сеть, либо кооперируешься с торговлей, находишь пути, — подводит итог Наталья Емельянова.
* * *
Вместо послесловия — информация для тех, кто хочет найти в Великом Новгороде местную рыбу. Торговые точки, где реализуется свежая продукция от новгородских рыбаков, есть на рынках «Гагаринском» и «Восточном», у ТЦ «Барк» и бывшего магазина «Вечевой». Кроме того, на рынке «Центральный» по выходным также работают рыбные ряды.