Среда, 19 января 2022

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Людмила Данилкина

Отчислен из школы

Находясь на семейном обучении, школьник должен сдавать итоговые и промежуточные аттестации. Причём подать заявление на сдачу экзаменов можно в любую школу.

Находясь на семейном обучении, школьник должен сдавать итоговые и промежуточные аттестации. Причём подать заявление на сдачу экзаменов можно в любую школу.

Фото: Валентины СПИРИДОНОВОЙ

Родители проявляют внимание к семейной форме обучения детей

В России семейное образование уходит корнями в дореволюционное время, когда детей в дворянских и купеческих домах обучали гувернёры. Что касается новейшей истории нашей страны, то с 1992 года такая форма обучения закреплена федеральным законодательством. И родители вправе выбрать её.

Но несмотря на то, что данному образовательному формату скоро стукнет 30 лет, ещё 7–10 лет назад статистика говорила, что лишь отдельные российские семьи, и то в мегаполисах, решаются забрать ребят из школы и взять на себя организацию, а также ответственность за их учебный процесс.

Однако в последние годы ситуация начала меняться — тех, кто предпочитает анскулинг, или обучение на дому, становится больше. Столичный тренд дошёл и до Новгородчины.

Принят на аттестацию

Сразу уточним, что в федеральных нормативных документах закреплено семейное обучение и домашнее. Это не одно и то же. На домашнее отправляют детей со слабым здоровьем, к которым педагоги ходят сами.

Чтобы перевести школьника на семейную модель, достаточно желания его самого и его законных представителей. Если решение принято, родители письменно уведомляют муниципальные органы образования и то учреждение, в котором ребёнок обучался. Школьника на основании такого заявления отчисляют и отдают личное дело.

Но согласно закону дети, осваивающие программу дома, должны для прохождения аттестации — итоговой обязательно и промежуточной по желанию — закрепиться за любым общеобразовательным заведением России, имеющим право выдавать документы гособразца.

Как пояснили в региональном министерстве образования, отказать в приёме ребёнка для проверки его знаний школа может только в одном случае — если нет места в классе (на период аттестации такой учащийся зачисляется в класс. — (Прим. автора).

— Тогда директор учебной организации письменно оформляет отказ. С этой бумагой мама или папа идут в комитет или отдел образования городской или районной администрации, где им обязаны оказать содействие в подборе другого учреждения для аттестации их ребёнка, — уточнил Анатолий ШЕПИЛО, заместитель министра образования Новгородской области.

Руководители школы, которая приняла «семейника» на время, обговаривают с его родителями условия. В случае сдачи итоговых экзаменов за 9 или 11 класс речь идёт о консультациях педагогов перед тестами, об общих правилах сдачи ГИА. Когда же необходима промежуточная проверка усвоенного материала, то уточняется, будет ли ребёнок писать контрольные в конце каждой четверти, полугодия или один раз сразу за весь учебный год, как и с какими педагогами семье нужно взаимодействовать, чтобы подготовиться и пройти аттестацию.

В случае если ученик не справится с проверочными работами, встанет вопрос о его возвращении в обычную школу.

Последствия пандемии

Как рассказали «НВ» в комитете образования администрации Великого Новгорода, три года назад всего лишь семь детей находились на семейном обучении. И это случаи, когда школьники серьезно занимаются спортом и часто бывают на сборах и соревнованиях, либо когда папа и мама уезжают на несколько лет работать за границу и берут с собой ребятишек, предварительно переведя их на семейный формат образования.

— В этом году уже более 70 человек, по заявлению родителей, отчислены из школ города, — прокомментировала председатель комитета Ирина ШАНАЕВА. — Существенную роль в этом сыграла пандемия. Если прежде переходили в основном старшеклассники, то сейчас есть ребята из среднего звена и даже из начальной школы, в том числе первоклассники. Их родители объясняют выбор семейного образования заботой о здоровье детей в связи со сложной эпидситуацией из-за распространения коронавируса.

На федеральном уровне эксперты отмечают, что анскулинг подтолкнула дистанционка, которую все российские школы стали применять с 2020 года. В результате плохой организации процесса при такой модели обучения, перекладывании педагогами своих обязанностей на плечи родителей и снижения качества знаний у ребят некоторые родители стали искать иные варианты, как дать школьное образование детям, и обратили внимание на семейную форму.

В министерстве образования Новгородской области с этим мнением согласны, но отчасти.

— Да, одних дистант навёл на мысль о семейной модели обучения, но при этом многие, кто, возможно, раньше и задумывались об этом, во время школьных занятий на удалении поняли, что в постоянном режиме такой обучающий процесс сложно организовать. Поскольку подавляющее большинство мам и пап работают и не могут контролировать, чем ребёнок в это время занимается дома, — высказал точку зрения Анатолий Шепило.

Данные общероссийской статистики по количеству обучающихся по семейной форме сильно разнятся. За 2020 год называются и 18 тысяч детей, и около 50 тысяч, и даже более 100 тысяч. При этом общая численность российских школьников — свыше 16 млн человек.

С домашним заданием или без него

В числе тех, кто в этом учебном сезоне стал обучаться дома, — пятиклассница Кристина ФРОЛОВА из Великого Новгорода.

— Дочь учится хорошо и даже в олимпиадах участвовала. Но часто отсутствовала в классе по причине болезни, и приходилось пропущенный материал нам с мужем штудировать, разбираться в нём самим и потом ей объяснять, — рассказала мама Елена. — Мы несколько лет раздумывали над тем, стоит или нет забрать её из школы. У наших друзей в Геленджике ребёнок уже три года занимается дома, и они довольны результатом. Вот и мы решили перевести Кристину на семейное образование начиная с 5 класса, то есть после перехода в основное звено.

Елена говорит, что разные варианты подготовки вне стен класса рассматривала — и репетиторов нанимать, и самой с дочерью заниматься, поскольку домохозяйка. Но остановилась на онлайн-школе, а в стране сейчас довольно много таких организаций, готовых работать с детьми, переведёнными на семейный формат образования.

Мама девочки уточняет, что первое время приходилось садиться на занятиях вместе с Кристиной, объяснять, что для неё это такая же работа, как когда она находилась в классе, что на столе у неё должны быть ручки, карандаши, линейки, тетради, в которых записи нужно вести так же, как в обычной школе. Но поскольку уровень самоорганизации у ребёнка высокий, то она быстро вошла в ритм, и сейчас нет проблем с уроками.

Плюсы и минусы 

Мама пятиклассницы в числе преимуществ такого образования называет возможность заниматься в удобное для дочери время, если что-то недопоняла, возвращаться к видеозаписям уроков неограниченное количество раз, консультироваться с предметниками, учиться даже в отъезде.

Об этих же плюсах данной модели говорят федеральные и региональные аналитики. Но есть у анскулинга и существенные минусы.

Специалисты, во-первых, называют недостаточную социализацию ребятишек, которые большую часть времени находятся вне коллектива сверстников. Во-вторых, низкие требования онлайн-школ к знаниям своих учащихся. В-третьих, на федеральном уровне не решён вопрос с бюджетным финансированием семейного обучения — сейчас все расходы ложатся на плечи родителей.

Есть и ещё одна опасность, которую пока, возможно, всерьёз и не воспринимают. Мальчиков и девочек исключают из школ, и если их родители решили, что нужна только итоговая аттестация, то на несколько лет эти ребята вообще исчезнут из поля зрения педагогов государственных образовательных заведений. Возникает вопрос: кто, как и чему их обучает в этот период? Сейчас за этим никто не следит.

В качестве примера показательна история из Боровичского района. Там в Перёдском сельском поселении есть семья, переехавшая из Санкт-Петербурга. Старший сын переведён на анскулинг. Его образованием и развитием занимается мама, имеющая высшее педагогическое образование. Но юноша ни разу не писал промежуточные контрольные работы, не сдал он экзамены и за 9 класс, хотя ему 17 лет. И в связи с отсутствием документа об основном общем образовании уже возникли проблемы с постановкой молодого человека на учёт в военкомат. Сейчас его мама начинает узнавать про то, как сдать ГИА, но заявление на аттестацию пока не писала.

* * *

Семейная форма обучения начинает завоёвывать позиции. Однако специалисты отрасли образования убеждены, что она не конкурент традиционному школьному формату. Так это или нет, покажет время.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Летим дальше!

Журналисты «НВ» получили награды областного конкурса «Хрустальный пегас»

29.12.2021 | Тема

17-я пресс-конференция Президента России шла 3 часа 56 минут, для сравнения, в 2020-м году онлайн-общение продлилось 4 часа 29 минут.

Я спросил у Путина

На своей ежегодной пресс-конференции Президент России ответил на 55 вопросов журналистов

29.12.2021 | Тема

И много-много радости детишкам принесла...

Старый кот и Новый год

Боровичская ёлка — не просто украшение, она такая одна

29.12.2021 | Тема

Тигра лучше не сердить. Со злым хозяином тайги шутки плохи.

Война и мир с полосатым символом

Тига в мифах, культуре жителей Дальнего Востока

29.12.2021 | Тема

X областной Форум замещающих родителей собрал в Пестове более 60 приёмных мам и пап из всех районов нашего региона. Форум прошёл под девизом: «Всей семьёй — к здоровью».

Отцы и дети. Новгородская история

Количество сирот в регионе сокращается. В том числе за счёт того, что становится больше семей, желающих принять к себе таких ребятишек

15.12.2021 | Тема

Падал прошлогодний снег

Надежды на осенний декабрь не оправдались

01.12.2021 | Тема

РЕКЛАМА

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 14.01.2022 года

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА