Понедельник, 07 июля 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

«Хватит melot!»

Переселенка из Латвии рассказывает бывшим соотечественникам правду о России

«Здесь мы дома». Анастасия и Эдвин Альжановы с детьми Марианной и Андрианом.

«Здесь мы дома». Анастасия и Эдвин Альжановы с детьми Марианной и Андрианом.

Фото: из архива АЛЬЖАНОВЫХ

Ещё недавно Анастасия Альжанова даже не предполагала, что будет заниматься информационной деятельностью. Настя, Эдвин и двое их малышей жили в небольшом посёлке недалеко от Риги. И думалось им там о чём-то лучшем. Причём совершенно в другую сторону – западную. Но времена меняются. Люди уже не ориентируются на одни лишь материальные выгоды. Вспоминают о корнях, всё чаще с надеждой посматривают на восток, на Россию.

А там Настя увидела землячку – блогера, администратора Центра содействия добровольному переселению «Путь домой» Викторию Романову. Списалась с нею и…

В общем, теперь она тоже сотрудник центра, работает с потенциальными переселенцами. Ведёт горячую линию, консультирует, снимает сюжеты, рассказывающие о жизни в Великом Новгороде.

Люди под снос

Если бы не Вика, то, наверное, они оказались бы в каком-нибудь другом городе. Место поближе к Родине не искали, настроение было: уезжать — так с концами. Накипело.

Семья прекрасно знает латышский. Настя училась в билингвальной школе, Эдвин и вовсе латыш – по маме. Дома общались на обоих языках, чтобы дети росли двуязычными. Но политикам такие жертвы не нужны. Можно же и дома разговаривать только на государственном языке. Понятно, что так сразу не заставишь, но к этому надо стремиться. Какие права нацменьшинств, какие европейские ценности? Бросьте. Это не для русских. Или ещё есть желающие что-то спросить у лицемеров из ЕС?

И вот, февраль 2022-го. И всё ещё острее. Жёлто-синие флаги, будто это Украина. Август – снос памятника солдатам-освободителям в Риге. Удар по русским, русскоязычным жителям.

– Нет, не только по нам, – возражает Анастасия. – Это был памятник и латышам – тем, кто во Второй мировой войне сражался на стороне СССР.

Сравним?

– Там давно уже было невесело, – говорит она. – Пережили ковид – подскочили цены. Например, когда въезжали в дом, то покупали брикеты для отопления по 89 центов за пачку, а потом они подорожали в разы. Плюс расходы на транспорт, на питание, на продукты. А доходы не растут.

На этом месте любой новгородец мог бы аккуратно заметить, мол, у нас, между прочим, тоже с чем-то не очень.

– Нам в Латвии трёх зарплат не хватало – мужа, моей и маминой. А в Новгороде на самое необходимое уходит одна. При том, что сейчас тоже живём в частном доме. Россия воюет, вся в санкциях, но развивается как-то. А Латвия? Она жить собирается? Промышленности нет, люди не нужны. На улицах пусто, на дорогах пусто. Или это свобода такая?

Следующий аргумент у Анастасии – из магазина. Она же хозяйка.

– Когда первый раз зашли в супермаркет, глаза разбежались. От обилия сортов и производителей. Я знаю, местные ворчат, мол, а качество? Я им говорю: «Вы из латвийского магазина не ели!» В Новгороде продукты качественнее. Родственники приезжали посмотреть, как мы тут устроились, они тоже удивлялись. А цены? В Латвии купить мясное – хоть сначала свою почку иди продай! Нет, в России без денег прожить легче, чем в Латвии с деньгами.

А что если…

Это про ностальгию. Вдруг на родине всё переменится? Вдруг латыши начнут извиняться, создадут свой «Путь домой» и, все такие заплаканные, станут просить: «Вернитесь, пожалуйста»?

– Не знаю, что должно случиться, чтобы они поняли, что их соседями всегда будут русские и белорусы, а не французы и немцы. Меня из России метлой не выгонишь. Не знаю, как объяснить, но у меня сразу появилось ощущение, что я дома. Можно расслабиться, дышать полной грудью. И говорить-говорить на родном языке, не чувствуя чей-то косой взгляд.

И вот ещё интересное отличие: за неполных два новгородских года круг знакомых и друзей образовался шире, чем в Латвии за всю жизнь.

– Я с дочкой недавно разговаривала на эту тему, она на пару лет старше нашего мальчика и в этом году пойдёт уже в школу. Она мне сказала: «Знаешь, мама, в России мне больше нравится». То есть и ребёнок подсознательно чувствует себя здесь лучше. И это главное.

Мама переехала вместе с семьёй Анастасии: «А что мне тут одной оставаться?» Скоро переедет дядя.

– Бабушку уговаривала. Отказалась: «Поздно мне уже, внученька». Да, ей уже за 90. Кстати, она гражданка России. И очень была обрадована, что мы стали россиянами.

В Латвии у них была семейная традиция собираться всей роднёй на Лиго (это такой латышский Иванов день) и на Новый год. Уже один Новый год так же отметили и в России – родственники приезжали. И встретиться хотелось, и в разведку сходить – не без этого. Переедет человек в Россию или нет – важно уже то, что у него будет собственное о ней представление.

Сами вы лапти!

Врать по-латышски – melot. Почти по-нашему. И мелют про нас чёрт-те что.

– Звонит как-то друг моего мужа и спрашивает: «У вас хоть что-нибудь строят? А гречка в магазинах есть? А туалетная бумага?» Там у них пропаганда с фантазией. Мы тут чуть не в пещерах уже ютимся. Последние лапти донашиваем, припасенные на чёрный день. Им же развалюшки из заброшенных деревень показывают. И верят же, что ничего другого у нас как бы и нет.

Анастасия показывает Россию другую – как она живёт, работает, какие достопримечательности, какой сервис и т. д. И не считает себя пропагандистом.

– Никто не призывает немедленно всё бросать и уезжать в Россию. Люди интересуются, им разъясняют порядок. Мы не придумываем небылиц, просто если про нас врут, значит, надо рассказывать, как на самом деле. И тогда нашим оппонентам врать становится труднее, не так ли? Поэтому не удивлюсь, если наш ресурс попытаются заблокировать, предварительно записав в экстремисты. Вот, эстонская служба безопасности включила нас в ежегодный отчёт как «нехороших людей». А мы такие хорошие! Правда-правда.

БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

Анастасия, а что у нас здесь всё-таки не так?

– Бюрократия. Пока все бумажки соберёшь… А без бумажки, извините, ты какашка. Но зато раз отмучился и забыл. Потом всё через Госуслуги – очень удобно.

– Как бы вы определили тип переселенца?

– Настойчивый и трудолюбивый. На мой взгляд, в Россию едут именно такие. С первого дня стараются выйти на официальное трудоустройство. Рассчитывают на самих себя. Обычно люди перед переездом создают себе некую финансовую подушку, но потом стараются не растратить, а нарастить запас. Наши переселенцы говорят, что здесь начали жить. Раньше выживали.

Самое памятное из вашей русской жизни?

– Всё интересно. Семейный поход на речку, поездка в Окуловку (зоопарк!), на прошлой неделе были в Питере. Впервые выбрались! Сказка! В планах – Москва, Мурманск. Очень хочется увидеть северное сияние. Россия такая большая…

Как вы думаете, а вам верят, когда вы показываете свои ролики про неё?

– Думаю, да. Удивляются, но верят. Хотя кто-то, увидев наши полные полки, может, скажет: «Нет-нет, это монтаж!» Человек верит в то, во что он хочет верить. Наслушался рассказов, что злые русские вот-вот нападут на несчастную Латвию, и готовится то ли воевать, то ли прятаться – что тут поделаешь? Знакомым я говорю: «Не слушайте, что говорит про нас телевизор. Спросите у меня».

Теги: переезд, переселение соотечественников, Россия, общество

РЕКЛАМА

Еще статьи

Крутой вираж русской немки с родины Шумахера

Крутой вираж русской немки с родины Шумахера

Оксана Сайбель продала бизнес в Германии, построила дом в новгородской деревне и возглавила местное отделение Движения первых

28.05.2025 | Свои люди

«Прибалтика. Русский выбор»

«Прибалтика. Русский выбор»

Фильм журналиста Андрея Яковлева, новгородский показ

09.04.2025 | Свои люди

Умом Россию не понять?

Умом Россию не понять?

Перестаньте! Вы, наверное, никогда не жили в Латвии

26.03.2025 | Свои люди

«Мама, почему мы родились не здесь?»

«Мама, почему мы родились не здесь?»

Бывшая рижанка Елена Игуменова говорит, что была счастлива услышать от детей этот вопрос

05.03.2025 | Свои люди

И тогда помог Путин

И тогда помог Путин

Почему к нам едут из Латвии даже латыши?

12.02.2025 | Свои люди

«Ватники» не мёрзнут

«Ватники» не мёрзнут

«Время жить в России!» — считает переселенка из Литвы Елена ВИКА

29.01.2025 | Свои люди

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 02.07.2025 года

РЕКЛАМА