Роман «Калечина-Малечина» Евгении Некрасовой может напомнить читателю непонятого и от того не слишком любимого Андрея Платонова. У Некрасовой такой же непростой текст – сшитый абсолютно не по стандартной мерке. И всё в нём неудобно, всё цепляет, чешется и доставляет дискомфорт. Примерно, как шерстяной свитер на голое тело. «Созданьица», «колтунные головы», «невыросшие» до сих пор зудят, если припомнить.
Дойти до конца заставляет, пожалуй, абсолютно нетипичный главный герой, вписанный в абсолютно типичную, от того и жуткую ситуацию.
Судите сами: наши дни. Маленький город. В городе маленький ребёнок. Необыкновенный. Ненужный абсолютно никому. Даже собственным родителям. В лучшем случае незамечаемый, чаще – получающий за свою непохожесть и неприкаянность.
Евгения Некрасова — писательница, сценаристка. Её цикл прозы «Несчастливая Москва» удостоен премии «Лицей».В новом романе «Калечина-Малечина», как и во всей прозе Евгении Некрасовой, соединяются магический реализм, фольклор и эксперимент, чувствуется влияние Гоголя, Ремизова, Платонова, Петрушевской. Девочка Катя живёт с родителями в маленьком городе на 11 этаже обычного панельного дома. Миру вокруг Катя не нужна: «невыросшие» дразнят, а у «выросших» нет на неё сил и времени. И Катя находит для себя выход… Но тут вмешивается Кикимора, живущая за плитой на кухне. Вместе они отправляются в опасное путешествие, и невольно превосходят по жестокости тех, кто калечил их.
И вот у этой Кати с серыми волосами и вечными колтунами появляется знакомя… Кикимора. Ну да, за плитой на кухне у Кати живёт Кикимора.
И выписана она автором так, что заходить на Катину кухню вам, скорее всего, не захочется.
А у Кати отношения с созданьицем складываются. Вместе они пытаются наладить Катину жизнью. Но делают это таким образом, что в финале произведения Катя сидит на подоконнике, перед открытым окном. Зимой. Свесив детские ноги вниз, обдумывая последнее усилие.
Точка.
По-книжному щедрое нагромождение нехороших обстоятельств на одни-маленькие Катины плечи кажется избыточным, некоторые сюжетные линии романа чересчур кровожадно оборванными, образы второстепенных героев – плакатными, слишком чёрно-белыми.
И ещё. При том, что целый ряд людей, смыслящих в современной литературе гораздо больше вашей покорной слуги, находят в маленьком романе лучи света, нотки надежды и прочее условно оптимистичное, я бы сказала, что «Калечина-Малечина» очень тяжелая вещь с искусственно приделанным, не здешним эпилогом, после которой хочется бегом бежать к собственным детям.
Приглядываться, присматриваться, быть рядом, пока им это необходимо. И ни в коем случае не допустить погружения в серые, путаные пучины одиночества и ненужности. Выход из которых один – в кикиморы…
Теги: Читаем с НВ, культура