Сегодня, 10 февраля, в России отмечается День памяти Александра Пушкина.
Как произведения Пушкина воплощаются на театре, в кино и музыке всем хорошо известно. А как это бывает в фарфоре? Об этом рассказала хранитель фонда живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника Татьяна Воропаева.
К примеру, новгородский мастер-фарфорист Марина Виссарионовна Андреева с 1980 года работала на Бронницком фарфоровом заводе «Возрождение» главным художником. Особо ярко зазвучали в творчестве мастера темы, связанные с поэзией, балетом и театром. Марина Виссарионовна создала несколько сервизов по произведениям Александра Пушкина: «Пиковая дама» (1984), «Евгений Онегин» (1987), а также сервиз с изображением дуэли великого поэта.
Сюжеты и композиционные решения росписей на фарфоре можно сравнить с театральными постановками, а сдержанный колорит, монохромная цветовая гамма - всё вместе удивительно достоверно передает на фарфоре дух пушкинской эпохи, сложность человеческих взаимоотношений. На сервизах созданы сложные росписи с обилием деталей.
– Роспись сервиза «Дуэль» (1987) выполнена подглазурно на тёмно-зелёном фоне изумрудного оттенка, выглядит сдержанно и благородно, подчеркнута сложным растительным орнаментом, завершающим роспись, – поясняет Татьяна Воропаева. – Надглазурная роспись сервиза «Пиковая дама» выполнена в чёрно-белой гамме, выглядит очень графично, но при этом эффектно подчеркнута обрамлением орнамента с использованием знаков мастей игральных карт в ярких цветах и отводками золотом. Интересна сама форма предметов: ажурные донца у чашек, ликёрника, сливочника и, наоборот, ажурный край у блюдец и кофейника. Здесь можно отметить единство формы и росписи, гармонично дополняющих друг друга.
Отметим, что интервью с Мариной Андреевой можно прочесть в «НВ».
Теги: Александр Пушкин, фарфор, Новгородский музей-заповедник