Стало известно точное число печатей князя Александра Невского. Сегодня есть сведения о 146 вислых свинцовых печатях, найденных на исторических территориях Новгородской земли, Северо-Восточной, Южной и Западной Руси.
Это самое большое число печатей XIII века одного правителя, дошедших до наших дней, рассказали в Институте археологии РАН. Для сравнения, найдено всего 54 печати князя Ярослава Всеволодовича, отца Александра Ярославича, 4 и 30 печатей князей Андрея и Ярослава, братьев князя Александра, и 81 и 33 печати князей Дмитрия и Андрея, детей князя Александра Невского.
– Полторы сотни печатей XIII века от одного правителя – случай в древнерусской сфрагистике исключительный, – сказал автор исследования, заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков. – Такое большое количество сохранившихся до наших дней печатей Александра Ярославича и их широкое распространение по территории Руси свидетельствуют о его чрезвычайно насыщенной политической активности как государственного деятеля и подтверждает оценку князя как крупнейшей фигуры в русской истории этого периода.
Александр Невский – второй сын Ярослава Всеволодовича и внук Всеволода Большое Гнездо. В 1236-1240, 1241-1252, 1257-1259 годах княжил в Великом Новгороде. В 1249-1263 годах – великий князь киевский, в 1252-1263 годах – великий князь владимирский. В 1240 году одержал победу над шведами при впадении реки Ижоры в Неву, в 1242 году разбил войско Ливонского ордена на льду Чудского озера, позже одержал ряд побед над литовцами.
В 1252 году Александр получил в Орде ярлык на великое княжение во Владимире. В 1262 году после антиордынского восстания в Суздале, Владимире, Ростове, Переславле и Ярославле поехал в Орду и предотвратил погром русских городов. В Орде он заболел и на обратном пути скончался в Городце на Волге, был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире.
В XVI веке церковь причислила Александра Невского к лику святых, а в 1724 году по распоряжению Петра I его мощи были перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге.
Вислые печати, или буллы, использовались в Византии и средневековой Европе для скрепления различных официальных документов. Их оттискивали на свинцовой заготовке, реже на серебре и золоте с помощью специального инструмента, напоминающего щипцы – буллотирия.
Заготовку, в которую заранее продевали прикреплённый к документу шнур, плотно зажимали между плоских рабочих поверхностей буллотирия. После сильного удара молотком по буллотирию мягкая свинцовая заготовка расплющивалась и превращалась в печать с оттисками изображений и надписей, вырезанных на торцах инструмента. Она плотно закреплялась на шнуре, соединяясь в единое целое с документом.
В Древней Руси вислыми печатями скрепляли жалованные грамоты, договоры, указы, официальные послания и частные письма. Право пользования ими имели лишь представители высшей светской и церковной власти: князья, их наместники и некоторые бояре, киевские митрополиты, архиепископы и епископы, отдельные монастыри и их игумены, представители власти в Новгородском государстве.
Печать служила подтверждением подлинности и законности документа. Когда правитель умирал или отходил от дел, буллотирий для его печати немедленно уничтожали, поэтому каждая печать – реальное свидетельство деятельности исторического лица.
Более 70% булл – 104 печати – приходится на Великий Новгород и его окрестности. Подавляющее большинство печатей найдено на Рюриковом городище – резиденции новгородских князей. Из самого Новгорода происходит лишь пять печатей: две из них найдены при проведении археологических раскопок (на Ярославовом Дворище в 1948 году и на Неревском раскопе в 1955 году), ещё три – случайные находки в разных частях города.
В других регионах Новгородской земли найдено 18 печатей, при этом только одна – при проведении археологических раскопок в Старой Ладоге в 2006 году. Остальные печати были найдены частными лицами и не имеют точных топографических привязок. Две печати происходят из Ленинградской, шесть – из Новгородской и девять – из Тверской области.
Из различных регионов Северо-Восточной Руси происходит 16 печатей. Две из них найдены при проведении археологических раскопок, в Ростове в 2007 году и в Ярославле в 2019 году. Остальные печати не имеют археологического контекста и точных топографических привязок: известно, что пять печатей происходят из Ярославской, четыре – из Владимирской, три – из Тверской области, еще две – из Городца на Волге.
На княжеских печатях XII-XIII веков изображали небесных покровителей князя и его отца. Эти изображения подчеркивали идею дарования княжеской власти от бога, а также её преемственности от отца к сыну.
Впервые печати, приписываемые Александру Невскому, нашли на Рюриковом городище. При определении их принадлежности академики Николай Лихачев и Лаврентий Янин – опирались на изображения святых, которые олицетворяли христианские имена князя и его отца. Небесным покровителем Александра Невского был святой Александр, а отца Александра Невского, князя Ярослава Всеволодовича – святой Феодор Стратилат.
Святых Александров-воинов известно три: воин-римлянин, воин египетский и просто воин. Специалист по русскому летописанию Виктор Зиборов высказал предположение, что князь Александр был назван в честь святого Александра Римлянина, память которого чтится 13 мая. К этой дате в настоящее время и относят рождение святого благоверного князя Александра Невского.
– От времени правления Александра Ярославича не сохранилось ни одного письменного документа. Отмечая 800-летие со дня рождения князя Александра Невского, следует обратиться к его печатям: именно они являются материальными свидетельствами значительной политической и военной деятельности этого князя в первые и самые тяжелые десятилетия после монгольского нашествия на Русь, – отмечает Петр Гайдуков.
Теги: Александр Невский, история