«ИдиотКу» от новгородской перформанс-группы «Омлет для любимой женщины» можно одинаково успешно смотреть двумя способами.
Первый. Общедоступный, ни к чему не обязывающий и при этом весьма приятный.
Забыть про роман Достоевского, самого Достоевского и всё то, что происходит за пределами камерного пространства сцены.
Короче говоря, просто смотреть. На то, как семь молодых простоволосых женщин в течение часа сосредоточенно сплетают динамичный узор пока что неизвестной картины. Как они, одна за другой, наполняют его самыми разными элементами.
Находить то святочные переодевания в вывороченную шубу, то битву за туфельку Золушки, то сестринскую заботу друг о друге, а то и едкие повадки «женского коллектива», заморские жемчуга, не менее сказочные коралловые бусы, истерический смех выстраданной истерики, однозначные ярлыки, от которых так просто не отделаешься, стоит получить их в обществе, диалог с Зеркальцем, что непременно покажет истинную сущность хозяйки и многое-многое другое.
Получившийся узор у каждого зрителя, уверена, сложится в свою собственную, уникальную картину. Просмотр «ИдиотКи» первым способом похож на визит к психологу.
Второй способ. Более сложный, но от того особенно увлекательный и непредсказуемый.
Про Достоевского всё-таки вспомнить. Вспомнить про Мышкина, Рогожина, Ганю, генерала Епанчина, Тоцкого и прочих.
Потом отодвинуть их в дальний угол, выведя на передний край сцены Александру, Аделаиду, Аглаю, Настастью Филипповну, генеральшу Епанчину, Варю и Нину Александровну Иволгиных.
А дальше – снова фантазии и свободное движение от маяка к маяку, расставленных режиссёром в узловых моментах перформанса.
«ИдиотКа» даёт зрителю возможность осмыслить «женский вопрос», о котором рассуждают герои Достоевского, не только интеллектуально, но и прочувствовать его на физическом уровне, буквально, вслед за героинями, пройти долгий путь каждой в её «ботинках» и только после этого вершить суд. Или отказаться от затеи.
Остаётся добавить, что оба способа просмотра постановки не отменяют единого вывода: ощущение свободы, смелости и уверенности в себе для того, чтобы поставить на новгородской сцене подобное исследование, должны быть просто колоссальными.
То, что у участниц перформанс-группы есть эти ресурсы – мощный источник вдохновения и для зрителя тоже.
Напомним, с 4 по 11 ноября в Новгородской области идёт XXV Международный театральный фестиваль Фёдора Достоевского. Он представит в Великом Новгороде и Старой Руссе панораму спектаклей по произведениям великого русского классика. Впервые спектакли программы покажут в Боровичах. Форум ежегодно объединяет как премьерные, так и зарекомендовавшие себя постановки по произведениям писателя. «НВ» публикуют короткие зрительские заметки о спектаклях, прошедших в рамках фестиваля. Все тексты можно найти под хештегом #Достоевский_2021.