В Старой Руссе культурный слой богат на берестяные послания. Однако он менее исследован, чем в Великом Новгороде. Но Русса со своими 53 грамотами держит второе место среди древнерусских городов. Последняя по счёту была найдена в этом году. Удача улыбнулась студентке НовГУ Диане Красонь.
Грамота представляет обрывок с фрагментом текста — просьбой что-то взять. Полностью она, скорее всего, никогда не будет прочитана.
Между тем, каждый день приносит археологам всё новые и новые находки — предметы из дерева, кожи, свидетельства занятия ремёслами. Причём не только солеваренным производством, но и ювелирным делом, а также резьбой по кости. Много обуви — туфли, сапоги, поршни (этакие средневековые мокасины).
— Встречаются кожаные кошельки, мячи, — говорит научный сотрудник Центра археологических исследований кафедры истории и археологии НовГУ Кирилл Самойлов. — Уже третий год находим фрагменты кожаных ножен мечей и сабель. Видимо, на усадьбе сидел мастер. Вообще, прослеживается воинский след: наконечники стрел, копий, перекрестия сабель. И не случайно: в XIII веке Старая Русса становится южным форпостом Великого Новгорода. Обостряются отношения с нарождающимся Великим княжеством Литовским, откуда совершаются набеги на русские земли вплоть до Бежецка, Торопца, Торжка. А однажды, в 1234 году, неприятель едва не взял штурмом Руссу. Горожане сумели дать отпор.
Подробнее о работе археологов в Старой Руссе читайте материал «Когда Русса ещё не была Старой».