Грамота № 675, о которой пойдёт речь в новом выпуске спецпроекта «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту», – это длинная, больше 46 см, и узкая полоска из бересты, которую археологи обнаружили в Великом Новгороде, на Троицком раскопе в слоях XII века.
К сожалению, это только часть письма – первые две строки без левого края. Полная длина была ещё больше. Адресатом грамоты был Милята.


Прочитаем оригинал:
… (къ милѧ)тѣ брать милѧто кыевѣ : бг҃ъ : мьжи нама послухо былъ : фофоудьи былъ твоихъ :ѳ҃: рьклъ ѧ собѣ то ти на лукахъ гривьнъ
… ажь … риши : пришь суждалу роздаѧвъ : въ дълъгъ съ сѣ…
А теперь перевод:
Брат Милята! В Киеве Бог был свидетель между нами: из твоих фофудий девять выговорил я себе. Таким образом, в Луках гривен шесть… ты утверждаешь, придя (или: пришёл) в Суздаль, раздав в долг…
Речь явно идёт не о родных братьях, возможно, о компаньонах. Обращение «брат» связано не с семейным родством. К Миляте обращаются как к христианину, брату во Христе, пояснил Алексей Гиппиус. Не просто так, конечно, – ситуация того требовала.
Автор упоминает «послуха», что в те времена означало «свидетеля». И судя по всему имеет ввиду некую устную договорённость, которую надо соблюдать.
– Далее следует прекрасная фраза – «В Киеве Бог был между нами свидетелем», – говорит Алексей Гиппиус. – Это значит, что реальных свидетелей той сделки не было, и дело касается честности Миляты. Поэтому автор и призывает Бога в свидетели того, что была такая договорённость. Бог и брат – такая связка есть ещё в грамоте №548, где сказано: «Почему ты, брат, Бога не боишься?». Это понятия из одной системы ценностей.
Автор грамоты №675 рьклъ былъ, то есть выговорил себе девять фофудий, – был договор, что они будут принадлежать ему.

Автор грамоты и Милята договорились о фофудиях, но что-то у них не получилось, а что именно, непонятно – грамота дошла до нас не полностью.
– Фофудия – это очень дорогая ткань, которую привозили на Русь из Византии, – объяснил Алексей Гиппиус. – Относительно недавно, в 2018 году ,была найдена грамота №1110, в которой упоминаются паволоки – драгоценные ткани, тоже бывшие одним из главных продуктов торговли с Византией.
Фофудию ткали из натуральных нитей голубого, золотистого, пурпурного или красного цветов – выглядело наверняка ярко, сочно и роскошно. Позволить себе одежду из такой ткани могли только очень состоятельные люди. Возможно, адресат Миляты торговал в Новгороде такими тканями, и эта деталь – дополнительная краска из жизни средневекового города.
Кстати, в одном из прошлых материалов можно прочитать о другой дорогой ткани – зендяни, которую новгородка Марина (в грамоте №125) попросила купить сына Григория. Это дорогая шёлковая ткань, родина которой – Бухара, столица Бухарского ханства, ныне расположенной на территории Узбекистана.
Кроме 675-й грамоты, фофудии упоминаются только в Повести временных лет – в обрамлении договора Руси с Византией, который князь Олег заключил в 912 году с императором Львом IV и его братом Александром. Царь Леон (Лев) одарил тогда русских послов «дарми, златом, и паволоками и фофудьами...».
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
– Поражает размах торговых операций, – говорит Алексей Гиппиус. – Сначала в грамоте упоминается Киев, потом Великие Луки, затем Суздаль, а пришло письмо в Новгород. Грамоты домонгольского времени вообще отличаются большим географическим охватом, включающим всю Русскую землю в широком смысле слова. По концентрации названий городов, представляющих разные концы Руси, это совершенно уникальный текст.
Константинополь не упоминается в письме, но в нём есть фофудии, которые включают в географию послания и далёкую Византию.
Кстати, это сегодня мы можем зайти на сайт «Древнерусские грамоты на бересте» и легко прочесть перевод текста письма №675. Но сразу после того, как берестяной свиток нашли на раскопе, это сделать было невозможно. Он был весь исчиркан крест-накрест, что очень затрудняло чтение. В нём активно участвовал реставратор, основатель новгородского Центра музыкальных древностей, исследователь старинных музыкальных инструментов Владимир Поветкин.
– Елена Александровна Рыбина (археолог, доктор исторических наук, профессор МГУ – авт.) вспоминала связанный с этим случай, – говорит Алексей Гиппиус. – Поветкин, увидев в Новгороде Андрея Зализняка (лингвист, академик Российской академии наук, почётный гражданин Великого Новгорода – авт.) на другой стороне дороги, кричал ему через всю улицу: «Фофудий твоих было девять!..». Он был первым, кто смог прочесть эту фразу, и поделился таким образом своим восторгом. Понимал цену таким вещам!
Почему грамота покрыта косыми росчерками? На этот вопрос ответа пока нет. Порой так делали, когда речь в записке шла, например, о долгах. Если их погашали, то зачёркивали. Но в этом письме про долги ни слова. Как часто случается, берестяные грамоты не сразу расстаются со своими загадками.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту