В спецпроекте «НВ» и лингвиста, академика Российской академии наук Алексея Гиппиуса «Напиши мне грамоту» уже писали об одном берестяном письме, являвшемся завещанием, – завещании Сильвестра. Но не смогли пройти мимо такого документа вновь – на этот раз это грамота №692 с завещанием Марии, которое археологи нашли на Троицком раскопе в Великом Новгороде и датируют XV веком.
Почему вновь обратились к завещанию? Например, потому что это ещё одна грамота, составленная женщиной – не так уж часто они попадаются в берестяном наследии. Как и завещания – среди более 1170 грамот их всего 13.
А ещё, наверное, потому что, прочитав его, нельзя не проникнуться сочувствием к безвестной Марии, которая жила в Новгороде, ходила по тем же улицам, по которым сегодня ходим и мы, и однажды поручила составить своё завещание. Что же в нём? Прочитаем оригинал:
во · имѧ · оц҃а · и сн҃а · и ст҃ого · дх҃а · се азъ · (раба · бж҃ьѧ)
мариѧ · ѿходѧ · сего · свѣта · пишю · рукописа(ниѥ · при)
своѥмъ · животѣ · приказываю · остатоко · сво·и · ------
своѥму · максиму · зандо · ѥсмъ · пуста · пусти · ѥго · ты(мъ)
по мнѣ · помѧн(еть)
И перевод:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я, [раба Божья] Мария, отходя от сего света, пишу завещание при своей жизни. Завещаю своё наследство … своему Максиму, потому что я бездетна. Пусть он на это наследство совершит по мне поминки.


– Почти все обнаруженные в Новгороде завещания на бересте, за единственным исключением, происходят из слоёв XIII-XV веков, – рассказал Алексей Гиппиус. – Есть только одна грамота, которая определена как черновик завещания второй половины XII века. В домонгольское время практика письменного оформления частных актов только начинала складываться. «Во имя отца и святого духа...» в начале – завещания писали именно по этому шаблону. Дальнейший текст зависел от того, насколько крупное состояние оставлял человек в наследство. Это мог быть большой и пространный текст, перечисляющий массу разных вещей. Но в данном случае мы имеем дело с очень кратким. Строго говоря, он незаконченный, поэтому нельзя исключать, что грамота продолжалась и дальше.
Во времена Марии завещание называлось не завещанием, а рукописанием, – она упоминает это слово. Это не единственный пример. В древнейшем пергаменном частном акте – завещании Новгородца Климента, жившего в XIII веке, где он оставляет свои владения Юрьеву монастырю, тоже значится это слово – рукописанье.
Познакомиться со всем собранием берестяных находок можно на сайте «Древнерусские берестяные грамоты».
Максим явно был родственником Марии. Не стоит удивляться, что и в те годы новгородцы носили привычные нам имена. Это одно из раннехристианских латинских имён.
Есть в грамоте и ещё одно интересное слово, которое нам хорошо известно – «пусть».
– Сейчас это частица, которая в сочетании с глаголом третьего лица настоящего времени выражает значение повелительного наклонения, – пояснил Алексей Гиппиус. – Грамматически это и была форма повелительного наклонения глагола «пустити» – «пусти», то есть предоставь возможность кому-то что-то сделать. Пустити – позволить, разрешить.
Сегодня мы уже не используем глагол «пустить» в том смысле, зато живёт частица «пусть» – прямая родственница древнего «пустити» в его первоначальном значении.

Время идёт, и теперь мы говорим иначе. Но есть берестяные грамоты, которые расскажут, каким русский язык был много веков назад.
Читайте берестяные грамоты вместе с «НВ» и Алексеем Гиппиусом!
Теги: Великий Новгород, берестяные грамоты, история, Алексей Гиппиус, Напишимнеграмоту