В феврале президент Украины Владимир Зеленский заявил, что его страна готова выйти из соглашения об отказе от ядерного оружия. Перспектива появления ядерного оружия в стране, где за последние двадцать лет произошло два государственных переворота, а на протяжении восьми лет идет вооруженный конфликт с двумя отделившимися регионами, должно было взволновать весь мир, но было услышано только в России.
21 февраля в обращении к россиянам президент Владимир Путин сказал, что заявление Зеленского о возможности пересмотра отказа Киева от ядерного оружия не является «пустой бравадой». Представитель МИД РФ Мария Захарова отметила, что заявления Киева о возможности вернуть ядерное оружие в корне перевернули ситуацию. Никто не может поручиться, что Украина уже не занимается производством ядерного оружия. Возможностей у страны немало. И одна из главных – неотработанное ядерное топливо Чернобыльской АЭС, которое можно использовать для создания оружейного плутония. В хранилищах в зоне ЧАЭС, по экспертным оценкам, находится 5-8 тонн высокообогащенного плутония, из которого можно сделать 160 килограммов оружейного плутония. В одной ядерной бомбе содержится порядка пяти килограммов плутония. То есть Украина могла начинить ядерным зарядом свыше пятидесяти ракет.
Поэтому сразу после начала военной спецоперации по демилитаризации и денацификации российские десантные войска первым делом заняли территорию ЧАЭС. Был обеспечен полный контроль над зоной. Причем отечественные специалисты контролируют территорию совместно с украинской стороной – прежним батальоном охраны электростанции.
1 марта Украина отключила электричество на территории ЧАЭС. Это создало немалые проблемы в системе охлаждения ядерного реактора, где сохранилось огромное количество пораженных частиц. Возникла угроза аварийной ситуации. Российские специалисты сумели восстановить электроснабжение, включив системы охлаждения отработавшего ядерного топлива. По словам специалистов, подобные акции чреваты новой аварией и вторым Чернобылем.