или Когда отвечаешь за 50 процентов валового регионального продукта
В сентябре 2017 года по итогам отбора кандидатов председателем комитета промышленности и торговли Новгородской области был назначен Илья МАЛЕНКО, теперь он руководит соответствующим министерством регионального правительства.
В открытых источниках представлена его краткая биография, которая, признаться, впечатляет. Коренной москвич, с отличием окончивший Финансовую академию при Правительстве РФ, магистерскую программу государственного управления Университета Бирмингема в Великобритании, магистратуру МГИМО, работавший в Федеральной службе по финансовому мониторингу, в органах внутренних дел РФ...
— Илья Сергеевич, думается, вы бы сделали прекрасную карьеру в столице. Однако решили поучаствовать в конкурсе на замещение вакантной должности госслужащего в правительстве Новгородской области. Зачем?
— Убежден, что руководитель, находящийся на службе государства, должен иметь опыт работы в субъекте РФ. У Новгородской области — очень удобное расположение, которое нельзя не использовать для развития сектора торговли и промышленности, за которые я отвечаю в правительстве региона. Удельный вес промышленности в валовом региональном продукте составляет 40% и 10% — у торговли. То есть от того, как сработает региональное министерство, зависит состояние половины ВРП!
— Неужели в школьные годы вы мечтали стать чиновником?
— Моя мама закончила Плехановскую академию и долгие годы трудилась вначале в советской, а затем — в российской торговле. Отец — по образованию юрист, как госслужащий занимался внешнеэкономической деятельностью РСФСР, затем служил в правоохранительных органах, в настоящее время трудится в государственном учреждении. Так что мой выбор профессионального направления был предопределен. Можно сказать, что я — потомственный чиновник.
До 10 класса учился в физико-математической школе, откуда был прямой путь либо в Бауманский университет, либо — в строительный. По профильным дисциплинам отметки у меня были хорошие, но для того, чтобы связать с точными науками жизнь, нужно прикипеть к ним душой, а я знал, но не любил физику и математику. Поэтому перешел в гимназию при Финансовой академии Правительства РФ. Этот вуз я впоследствии и закончил по специальности «Антикризисное управление». И вы знаете, то, чему нас учили тогда, очень мне сейчас пригодилось.
— В вашей биографии еще была работа в Федеральной службе по финансовому мониторингу и в полиции...
— Федеральную службу по мониторингу еще называют финансовой разведкой, основная задача которой — противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансовому терроризму. Горжусь, что имел честь трудиться в этой структуре, потому что там собраны лучшие умы и технологии. И все нацелено на результат. А он есть. Согласно рейтингу ФАТФ — межправительственной организации, вырабатывающей мировые стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и оценивающей, насколько национальные системы соответствуют этим показателям, Россия давно уже вышла из черного списка. И продолжает борьбу. Пример тому — отзывы лицензий у российских банков, которые как раз и нарушали требования о запрете действий по отмыванию средств.
Как раз, будучи сотрудником этой службы, в качестве стипендиата Президента РФ, я окончил магистерскую программу государственного управления Университета Бирмингема в Великобритании. И получил предложение заняться миграционными вопросами. После — прошел курс обучения в Академии милиции и еще в МГИМО по направлению международного права. В звании майора оставил службу в правоохранительных органах, чтобы возглавить комитет, а ныне — министерство промышленности и торговли Новгородской области.
— В ближайших планах министерства — стратегическая сессия, посвященная обеспечению всех без исключения населенных пунктов Новгородской области продуктами и товарами первой необходимости. Её проведение связано с непростой ситуацией в потребкооперации?
— Отчасти. Вы правы: в ряде муниципалитетов райпо обанкротились или находятся в стадии ликвидации. А именно предприятия потребкооперации прежде осуществляли выездную торговлю по деревням. Какие варианты возможны? Предложить представителям малого или среднего бизнеса на местах взять на себя автолавки. Это может быть интересно предпринимателям, скажем, как дополнительное направление к своему делу. Устно вопрос выездной торговли проговаривался и с сетями, магазины которых есть во всех районах области.
На федеральном уровне, к сожалению, пока не предложена модель обеспечения населения отдаленных населенных пунктов товарами. Поэтому на стратегической сессии с участием специалистов НовГУ, новгородских и столичных экспертов мы будем прорабатывать возможные варианты.
— А какова вообще сейчас ситуация в нашей области с розничной торговлей?
— Потребительский рынок является одним из наиболее устойчивых к рискам секторов экономики. Однако начиная с 2015 года в нашем регионе наблюдается снижение темпов роста розничной торговли. Одна из причин — падение реальных денежных доходов населения. При этом, как и раньше, большую часть розничного оборота дают крупные и средние организации — почти 54% в первом полугодии текущего года, на долю небольших фирм пришлось 22,8%, за рынками и ярмарками — 9,2%, за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими реализацию вне рынка, — 14%.
— Если говорить о промышленном развитии, то складывается странная ситуация: в каждом районе есть площадки под предприятия, но они неинтересны потенциальным инвесторам — из-за отсутствия инфраструктуры. Тупик получается?
— Нет, выход есть. В нашей стране действительно нет проблем найти землю в чистом поле. Однако регионы давно уже идут по пути создания условий для бизнеса. То есть предлагаются подготовленные площадки, чтобы прямо к территории была подведена дорога, возможность подключения к электроэнергии имелась на границе участка, было обеспечение трудовыми ресурсами и прочее.
В районах нашего региона имеются инвестплощадки, но по большей части они без инфраструктуры. Губернатором Новгородской области поставлена задача — в каждом муниципалитете создать подготовленный участок. На данный промежуток времени отвечающих требованиям набралось 10 территорий, на которые мы активно и обращаем внимание инвесторов.
— Не раз слышала от бизнесменов, что в районах крупные проекты реализовать сложно еще и потому, что не хватало кадров...
— И анализ вариантов развития промышленного сектора показывает, что дефицит кадров, в особенности — инженерных, управленцев, имеющих практический опыт деятельности в конкретной сфере, и квалифицированных рабочих, будет увеличиваться, если мы не выстроим цепочку: школа — колледж, техникум — предприятие, вуз — рабочее место. Изобретать велосипед не нужно: необходимо, чтобы компании на практику брали студентов с начальных курсов, готовя их под свои нужды и задачи.
— На Санкт-Петербургском экономическом форуме, прошедшем в мае текущего года, анонсировалось создание в Новгородской области двух кластеров. Каких?
— В группу предприятий по производству товаров для лиц с ограниченными возможностями здоровья уже вошли 14 организаций — новгородские и московские. Второй кластер объединит компании по производству инновационных измерительных приборов. Кроме того, прорабатывается вопрос кластера по выпуску и переработке редкоземельных элементов.
— Президентом России Владимиром Путиным перед регионами поставлена задача — в ближайшие годы на 30% увеличить объемы экспортируемой продукции. Как ее будет исполнять министерство промышленности и торговли Новгородской области?
— Будем сотрудничать с Российским экспортным центром, который как раз и занимается тем, что помогает продвижению российских предприятий за рубежом в части участия их во всевозможных ярмарках и выставках, содействует контактам с иностранными контрагентами, оформлению международных сертификатов.
Мы не можем заставить другие страны покупать больше товаров новгородских производителей. Но зато в наших силах — искать новые зарубежные регионы или города-побратимы, заинтересованные в том числе и в торговых, промышленных связях. По этому пути и будем идти.