Дед Трескун вас в гости ждёт. Он пришёл — зима идёт!
«Расскажите, пожалуйста, о себе, а то я над диссертацией по Дедам Морозам работаю!» — вот какие дети ныне пошли. 9 лет Севастьяну, но он не просто так обращается к Деду Трескуну, а по делу.
Первая Трескунья летопись, найденная недавно в Новгородском детинце, гласит, что в давние-давние времена не было времен года. Потому что было только лето. Трудно ему приходилось одному. И лето нашло себе помощника — осень. Все бы хорошо, но и вдвоем умаялись. Вспомнили тогда про старого волшебника Трескуна. Явился, разворчался, что совсем тут без него погоду распустили. И за работу взялся. Надевал трескунью шубу, шапку-трескунку, рукавицы-трескуницы, валенки-трескаленки. Брал мешок-трескушок с любимыми своими трещотками, дудкой-трегудкой и палку-трескалку...
Тут летопись обрывается, но даже взрослый сообразит, что Дед Трескун зиму делал, а о весне потом уж Солнце позаботилось.
Кое-кто в научных кругах сомневается в подлинности летописи, но кандидат сказковедения профессор Тресканаев (более известный как научный сотрудник музея-заповедника Владимир Варнаев) доказал: все это — правда, чистая, как первый снег. «Чтоб мне треснуть!» — сказал ученый.
И вот уже детишки водят вьюжные хороводы с новгородским повелителем стуж, пишут письма «в кремль, деду Трескуну». И корреспондент «НВ» интервью у него брал.
— Дедушка, расскажи-ка нам с Севастьяном, да и остальному народу, сколько тебе лет?
— Я почем знаю?! — будто ветки в кремлевском парке треснули от мороза. — Я же всегда был!
— Почему же тогда теперь зимы какие-то не трескучие стали?
— Вот что я тебе скажу, мил человек. Не сидел бы ты в городе, поездил бы по земле новгородской, еще лучше — прогулялся бы на лыжах по лесу, тогда и говорил бы про зиму нашу. А то что-то я тебя такого там не встречал.
— Что если ты посохом как стукнешь, как приморозишь?
— Деда Трескуна бояться — зимы не видать. Сам-то я люблю, чтоб похолоднее. Видишь, какая у меня шуба. В такой, когда с крыш течет, сам можешь растаять. Но без нужды я посохом своим не ударяю. Веди себя по-людски, тогда и буду тебе дедушкой. А то взяли моду — в лесу мусорят. На Ильмене нашем сядут — и там наследят. Раньше-то только Коркодел новгородский шалил. Махнет хвостом — лед ломает. Но это легко исправить. Так что глядите у меня! Рыбка рыбкой, а порядок должен быть.
— Не то?..
— Накажу. Замету, покручу, повожу. Как увижу, что вразумление настает, так и провожу. Я — дед не злой, отходчивый.
— Скажи тогда, есть ли слово к тебе заветное, чтобы ты быстрее от гнева праведного отходил?
— Добрые слова всякий знать должен. Только что это ты меня все расспрашиваешь? Дай-ка я тебя попытаю. Ты вот что мне скажи: кашу любишь? Задумался? Вот воспитание! Кашу надо есть. Пока и вправду Дед Трескун посохом тебя не погладил. Посмотрите на него — еще погодой интересуется. Горшочек с кашей за окошечко поставь, отведаю я твоего угощения, там и поглядим.
— Поглядим, дедушка, поглядим. От года-то следующего чего ждать? Что будет?
— Вот пристал. Что должно быть, то и будет. Доживешь до следующего года, сам и узнаешь. А как ты думал? Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
* * *
Вот такой он, Дед Трескун. Строговат. И к тому же прижимист: кулечков со сладостями при нем точно нет. Это, говорит, внучка моего, Деда Мороза, работа. Что сказать: старейшина — главный, значит.
Образ старца с бородой и посохом — был издревле известен на Руси. В разных местах называли его по-разному: Студенец, Трескунец, Карачун (бр-р!) и даже Зюзя почему-то. Но работа у него везде примерно одинаковая: это крупнейший специалист по организации правильных зим. Ведь добрая зима в представлении наших предков-славян — непременно снежная и морозная. Тогда и урожая можно ждать хорошего. Неспроста в святки и в Чистый четверг было принято «кликать мороз», угощать его и всячески задабривать. Напоминая при этом, что летом дедушке возвращаться не надо бы.
С тех пор, как в зимы наши вернулся Дед Трескун, его представителем в Великом Новгороде является научный сотрудник Детского музейного центра НГОМЗ Антон ВАКУРОВ. Их очень легко спутать. Как только Антон облачится в дедовы одежды, как только заговорит — ну вылитый Трескун.
А еще потому, наверное, настоящий Дед Трескун сделал такой выбор, что не только кашу любит. К доброй старой музыке не равнодушен, кажется. Шутка сказать, Антон умеет играть на 50 народных инструментах!
«Это не так уж и сложно, — говорит. — Допустим, если вы научитесь игре на гуслях, то освоить другой струнно-щипковый безладовый инструмент можно за пару недель».
Вот сказанул. Нет чтоб признаться: это мне Дед Трескун подсобляет. Ну ясно же, что без колдовства тут не обошлось.
Правда, будучи в образе Трескуна, Антон всех своих умений не показывает. Неудобно ему. В рукавицах-то.
А еще он рисует. И тем немало тоже повелителю холодов угодил. Еще бы, он на открытках Антона — во всей красе. «Дед Трескун в снежки играет, с Новым годом поздравляет!» .
* * *
И знаете, он ведь и вас поздравит. А вы, если захотите, эту открыточку кому-нибудь другому подпишете.
«Лёд кует, погодой правит,
радость праздника несёт.
Это он нас всех заставит
стать во вьюжный хоровод».
Новый год впереди, каникулы, просто январь. А в январе, в январе много снега на дворе. Кто хочет порадоваться зиме вместе с волшебным Дедом, тому предстоит мять снежок по дорожке в музей деревянного зодчества «Витославлицы», а также в Детский музейный центр (кремль). В Детском центре мальчишек и девчонок, а также их родителей ждет прямо-таки авторская программа «Новогодние чудодейства Деда Трескуна», которая продлится с 4 по 6 января. Следим за праздничной афишей музея-заповедника, спешим все посмотреть. Берем пример со старорусской и санкт-петербургской детворы. Из этих городов уже целыми группами стремятся попасть на встречу с Дедом Трескуном. А ведь он только в начале 2018 года получил постоянную прописку на Сказочной карте России. Но что ему карта? Правду, значит, говорит: «Я был всегда!».