Вторник, 16 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Осеннее путешествие в поисках новых встреч

Однажды осенью я отправилась к южным границам заповедника. Пристегнула фотоаппарат, повесила бинокль на шею и — вперёд.

Утро. Лёгкий морозец. Каждая травинка, сухое соцветие или веточка ивы оторочены белым искристым инеем. На репейниках кормятся стайки щеглов. Пищат и стрекочут большие синицы. Где-то вскрикнул седой дятел. Издалека слышно бульканье тетеревов. На дороге следы кабанов и одной косули.

Полями мне нужно добраться до края болота.

Я так спешу, что даже не оборачиваюсь на голоса снегирей и щебетание чечёток. Вот уже и начало экологической тропы, обустроенной для посетителей. Здесь — начало лежнёвки (так называются доски, проложенные по болоту). Доски с утра покрыты изморозью, и на ней хорошо отпечатались протаявшие следы енотовидной собаки и куницы. Пока я разглядывала следовую дорожку куницы (здесь она прыгала «четвёрками»), надо мной раздался шум крыльев. Я выпрямилась и рефлекторно начала считать: раз, два, три… двадцать восемь, двадцать девять тетеревов. Куда это они такой толпой? А вот и тридцатый догоняет.

Хм-м-м… Надо записать в блокнот. Достаю карандаш, и тут же каким-то третьим глазом, расположенным на затылке, замечаю молодого орлана-белохвоста!

Каждый раз во время интересных встреч меня раздирает противоречие: то ли взять бинокль и просто наблюдать — так больше увидишь, то ли попытаться сфотографировать, но в процессе фотографирования ты можешь многое упустить. Пока я мучилась над этой дилеммой, дёргаясь между фотоаппаратом и биноклем, орлан уже оказался прямо над головой, и мои руки сделали выбор в пользу фотоаппарата. Зато теперь понятно, от кого так спешно удирали тетерева.

Гремя сапогами по обледеневшим доскам, я прошла всю экотропу, а потом бодро направилась в сторону озера.

Дойдя до прибрежного сосняка, спугнула глухарку. На воде сначала не заметила никого. Зато в деревьях по берегу кочевала смешанная стайка из пухляков и хохлатых синичек-гренадёрок. И так близко! Обожаю эти моменты, когда птички держатся от тебя на расстоянии нескольких метров. Тогда ты не просто видишь какое-то смазанное пятно, которое по ряду признаков можно отнести к определённому виду. Ты видишь всё в подробностях: каждое движение, кувырок на ветке, поворот головы, маленькие блестящие глазки, тоненькие чешуйчатые ножки, переливы в оперении, когда его взъерошивает налетевший ветерок… Тогда ты ощущаешь жизнь, настоящую жизнь, её удивительное богатство, её хрупкость и вечность одновременно.

Наталия ЗУЕВА, орнитолог Рдейского заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.07.2024 года

РЕКЛАМА