На Новгородчине появились кедровки с известием: в Сибири — неурожай кедровых орехов
В этом году новгородцы, как, впрочем, и жители других областей европейской России, могут наблюдать массовый прилёт из Сибири в наши края птицы кедровки. Надо сказать, что у нас эта птица в обычное время тоже гнездится и выводит птенцов, но она настолько редка и скрытна, что даже занесена в Красную книгу Новгородской области, поэтому мало кто её видел. А вот внезапное появление множества этих птиц, прилетевших из Сибири, — явление непривычное и потому немного пугающее. В старину в Европе массовое нашествие этой незнакомой птицы вызывало суеверный ужас, считалось дурным предзнаменованием — вестником грядущих войн, эпидемий и катастроф.
Вот уже почти триста лет учёные пытаются понять, почему же происходят такие «грандиозные инвазии». Группа исследователей во главе с Виктором Павловичем Беликом проанализировала информацию о массовых перемещениях кедровки и выяснила, что, во-первых, они обладают периодичностью и происходят раз в 10–12 лет. Судите сами: предыдущие налёты кедровки отмечались в 2008, 1998, 1988, 1977, 1968 годах и так далее. А во-вторых, подтвердились данные о том, что в значительной степени такие перемещения вызваны неурожаем кедровых орехов в Сибири.
Оголодавшие птицы летят на поиски корма, совершают дальние перелёты и добираются до Европы. Ведут они себя на редкость доверчиво и поражают наблюдателей тем, что подпускают к себе буквально на расстояние вытянутой руки.
Первую кедровку в этом году я увидела в Холме 18 октября.
Как и многие, я привыкла к тому, что птицы, заметив повышенное внимание со стороны человека, быстро улетают. Но эта кедровка и не думала смущаться, а даже наоборот — прыгала мне навстречу, подбирая с земли семена и поглядывая снизу вверх своими чёрными глазками.
Как бы печально это ни звучало, но почти все прилетевшие птицы, лишённые привычных кормов, погибнут у нас от голода, и никогда не вернутся в родные для них края. А ведь там, в Сибири, эта птица является главным природным разводчиком кедровых лесов. Любительница делать зимние запасы, так называемые «кладовые», она порой забывает, где спрятала свой провиант, зато потом на этом месте вырастает молодое деревце. В Томске даже установлен памятник кедровке, и надпись на нём гласит: «Птице, дающей жизнь кедровым лесам».
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника