или О том, как болото превратилось в заколдованное королевство
Чем дальше, тем всё больше жизнь напоминает расписание. Просыпаясь утром, ты уже думаешь, что тебе нужно успеть сделать до вечера. В начале недели планируешь всё, что требуется выполнить до выходных. Существуют планы на месяц, на год… А в последнее время всё чаще ловлю себя на том, что прикидываю, что я должна успеть сделать до конца жизни. И от этого становится немного не по себе.
Совсем по-другому ощущаешь себя на болоте. Там нет никаких списков, планов… Там есть настоящий момент, и всегда что-то происходит. Вокруг тебя — жизнь, и этого достаточно, чтобы быть счастливой.
Однажды в начале ноября я решила наведаться на одно из болотных озёр. Путь туда и обратно всегда занимает часов десять-одиннадцать. Осенью, когда световой день короткий, приходится захватывать и тёмное время суток. Поэтому вышла я за час до рассвета и вернулась уже после заката.
Утром — небольшой мороз. Бредя по дороге, пытаюсь разглядеть очертания глубоких луж, покрытых коркой льда, и не споткнуться о мёрзлые комья земли. Когда небо начинает светлеть, оглядываюсь и обнаруживаю удивительный, сказочный пейзаж: поля, заросшие вейником. Колоски пожелтели, покрылись инеем и превратили ландшафт в какое-то очень уютное, пушистое море нежно-карамельного цвета.
Пересекла небольшой участок леса, ещё одно поле, и вот я уже на болоте. Весной здесь стоял несмолкающий гомон: кувыркались в воздухе чибисы, кричали большие веретенники, доносились голоса больших и средних кроншнепов, золотистых ржанок, большого улита, пели вездесущие лесные коньки… А теперь — тишина. Ни звука. Только иногда пролетит стайка чечёток, вскрикнет рябинник да гаичка-пухляк пискнет где-то среди сосен.
Но и в этой тишине, в этой осенней дремоте есть своё очарование.
Пока солнце не растопило иней на соснах, багульнике и вереске, болото кажется таким нарядным и сияющим в своём подвенечном уборе, таким удивительным и незнакомым. Здесь всё сверкает и переливается. Сухие стволы, покрытые белым пушком, кажутся серебряными. Соцветия вереска будто оторочены драгоценными камнями… Заколдованное королевство!
Но через несколько часов, когда иней превратится в капельки воды, а трава и стволы деревьев потемнеют, болото, словно Золушка из сказки, сбросит свои хрустальные одежды и снова станет привычным, понятным и всё же таким родным!
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника