С началом похолодания у большинства птиц началась кочевая жизнь
В этом году птицы собираются в путь несколько раньше обычного. В городах только отдельные щеглы ещё заняты гнездовыми заботами — у них всегда гнездовой сезон сильно растянут, и нелетающие птенцы могут встречаться аж до середины августа. Но остальные птицы уже вырастили детей, и теперь вся эта разномастная молодёжь потихоньку учится уму-разуму, следуя за родителями.
На проводах вдоль дорог сидят толпы скворцов. Чуть дальше примостилась компания диких голубей — вяхирей. Аисты парят над стогами сена.
Выходишь в поле — там тоже все птицы куда-то спешат. Иногда даже кажется, что в лапках у них зажато по маленькому чемоданчику, а их беспокойные крики звучат в воздухе словами: «В дорогу… В дорогу…».
Медленно взмахивая широкими крыльями и сложив шею «гармошкой», пролетели три серые цапли. В зарослях то и дело с тревожным «хохотом» вспархивают чёрные дрозды, цокают зарянки и потрескивают крапивники. Лесные коньки пролетают над лугом. А у реки, сверкая белым брюшком, носится кулик-перевозчик. Где-то закричал ворон.
Из травы я спугнула рябчика. Он уселся на ветку дерева, увитого хмелем, встопорщил хохолок на голове и долго смотрел на меня испытующим оком. А в небе — три сокола-чеглока. Эти маленькие стремительные охотники ловят в воздухе насекомых, вытягивая вперёд лапы, а потом, прямо на лету, перекладывают еду из когтей в клюв.
По сравнению с полями, на болоте сейчас совсем пустынно. Ни звука. Все кулики разлетелись. Даже лесные коньки примолкли. Только в сосняке изредка бесшумными призраками пролетают кукушки, да выводок дроздов-деряб с сухим треском проносится мимо.
Маленьким странникам предстоят нелегкие перелеты, каждому — в свою сторону. Кто-то откочевывает к Черному и Каспийскому морям, кто-то — в страны Западной Европы, другие стремятся на восток — в Индию и Монголию, а некоторые и вовсе преодолевают гигантские расстояния до тропиков Южной Африки. Тем радостнее будет весной, после долгой разлуки, снова услышать первую песню чёрного дрозда, заметить белую трясогузку, семенящую по сырому после стаявшего снега асфальту, и, наконец, различить звонкие соловьиные коленца в кустарнике.
Наталия ЗУЕВА,
орнитолог Рдейского заповедника