Пятница, 22 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Исследование флоры

Откуда возникает интерес к жизни растений?

Во второй половине XIX века в Московском университете работали два ботаника — Николай Николаевич Кауфман и Василий Яковлевич Цингер.

Н.Н. Кауфман был автором знаменитого в то время определителя растений «Московская флора, или Описание высших растений». А вот В.Я. Цингер был больше известен как математик. Всю свою молодость он провёл в Москве, вдали от природы. По его собственным рассказам, он с трудом отличал рожь от овса, но после женитьбы стал проводить свободное время в деревне, в имении жены.

Совместные прогулки и беседы с профессором ботаники Н.Н. Кауфманом способствовали возникновению у него интереса к растениям: «Когда я посмотрел, как Кауфман собирает и исследует растения, когда я послушал его рассказы, у меня точно открылись глаза: и трава, и лес, и почва представились мне в совершенно новом свете, полные самого глубокого интереса».

Постепенно это увлечение переросло у него в серьёзные научные занятия. И в 1886 году В.Я. Цингер уже опубликовал масштабный труд — «Сборник сведений о флоре Средней России».

Вот что писал Василий Яковлевич во введении: «Нет надобности быть специалистом, чтобы с успехом и пользою заниматься исследованием отечественной флоры; для этого нужна та любовь к делу и охота, которая превращает немалый и не всегда лёгкий труд собирания и определения растений в привычное любимое занятие и мало-помалу из простого любителя делает опытного знатока».

Выяснилось, что ценность находок не всегда зависит от опыта исследователя. Иногда редкие виды обнаруживают абсолютные новички. Академик Владимир Леонтьевич Комаров вспоминает: «Первое растение, которое я определил, был колокольчик — Campanula bononiensis. Тщетно старшие смеялись надо мной: «Болонский колокольчик, — говорили они, — описан из Италии, и найти его в Новгородской губернии, на берегах р. Мсты, невозможно». Но книга Кауфмана свидетельствовала неопровержимо: это действительно был болонский колокольчик».

Наталия ЗУЕВА,

орнитолог Рдейского заповедника

РЕКЛАМА

Еще статьи

Начальник научного отдела, взобравшись на бобровую хатку, делает записи в полевом дневнике.

От хатки к хатке

Зима — самое время проникнуть внутрь бобровых поселений

Этот воробьиный сычик, который без труда смотрит назад, не поворачиваясь телом, был сфотографирован 10 февраля нынешнего года в Пестовском районе.

Оглянись, незнакомый сычик

Как совам удаётся совершать такие выдающиеся повороты головы?

Потревоженный соловей выбрался из зарослей на открытое место.

«На заре ты её не тревожь…»

Чтобы не нарушить информационное поле, записи голосов птиц лучше слушать дома

Серую неясыть, устроившуюся на днёвку, не так просто разглядеть: цвет её оперения сливается с серой паутиной ветвей. Если вы всё же нашли её, не стоит подходить близко. Лучше поскорее уйти, чтобы не привлекать к сове внимание серых ворон и сорок.

В погоне за эффектным снимком

Прикормка сов — обратная сторона медали

Зимнее болото в Рдейском заповеднике.

Зимний маршрутный учёт

Началось ежегодное мероприятие по подсчёту следов

Ястребиная сова практически не боится людей, что позволяет сделать удивительные снимки.

И снова о ястребиных совах

Нынешняя зима богата на встречи с ними

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА