- Это случилось само собой. Всё уже стояло на рельсах к тому времени. Дело в том, что мой приятель по ГИТИСу очень хотел попасть в театр к Виктюку и предложил мне сделать пародию. Если учесть, что спектакля я тогда ещё не видел, это была интересная игра. Я вообще играть люблю. И люди говорили, что у меня получилось очень похоже, что я «прочувствовал». Это получилось скорее от ощущения удовольствия от игры. И Виктюк, когда увидел пародию, это понял и потом часто вспоминал, как я это сделал. Мне очень часто после этой пародии другие режиссёры говорили: «Веди себя на сцене так, как ты вёл себя тогда. Ты там был хозяином сцены». И надо сказать, эта игра позволила мне вскрыть что-то внутри себя. Помните, как у Остапа Бендера: «Замрите, ангелы. Смотрите, я играю!».
- «Служанки» - ваш любимый спектакль?
- Не могу сказать. Но один из потрясающих, несомненно. Он живёт в моём сознании. Это легенда, которая существует где-то в глубине моих воспоминаний. Но я его всё равно не воспринимаю как свой, хотя я играю в нём, я живу в нём.
- Это правда, что все мужчины театра Виктюка прошли через женские роли?
- Нет. Чтобы играть женщину, нужно обладать особой техникой, которой не каждый человек владеет. Ты не играешь женщину. Я ни в «Саломее», ни в «Служанках» не играю женщин. Я мужчина, который думает о женщине. Если я играю Саломею - то это мужчина, который мечтает о такой женщине, который очень хочет, чтобы у такой женщины всё получилось. И не было необходимости убить, чтобы поцеловать. Но он понимает, что это невозможно. Если я играю Соланж, то я мужчина, который думает о несчастье этой женщины, о том, что я бы, конечно, очень хотел, чтобы ей не пришлось отравить свою сестру, чтобы вытащить её из происходящего вокруг ужаса. Это катастрофа женского сознания. Я спас женщин, как я говорю, от игр в Бабу-ягу. Георгий Францевич Милляр доверил это нам. И сделал это более откровенно. Женщина всё равно не позволит себе быть такой страшной.
- Получается, неслучайно ещё в Древней Греции все роли играли мужчины?
- В Древней Греции, может быть, и случайно. С моей точки зрения, для актрисы, если она сама не включится в какую-то систему, техники не существует. Актёру проще объяснить технику. Режиссёр даёт задание, и актёр его выполняет. Женщины же, особенно такие уникальные, как Наталья Гундарева, Рената Литвинова, - самостоятельные системы, независимые от режиссёра. Она пошла и сделала так, как сделала она. Как говорила Гундарева: «Мне нельзя помешать, мне можно не помочь». Я считаю, у мужчин-актёров просто другая система, отличная от женской: они более подвижны в пространстве, они гораздо быстрее могут поменяться. Женщина же цельная.
- Спектакли Романа Виктюка насыщены пластикой: танцами, трюками. Да и что скрывать - физическая форма актёров театра Виктюка вызывает у зрительниц особый трепет. Сколько раз в неделю приходится ходить в тренажёрный зал?
- Тренажёрный зал - не моя история. Это просто система разных тренингов, которая подходит под определённый спектакль. Для каждой постановки придумывается свой хореографический рисунок и составляется система физической подготовки. Например, перед постановкой «Саломеи» я долгое время занимался айкидо, а для роли в спектакле «Дон Жуан» я три месяца тренировался на батуте.
Я потому и существую в этом театре, что он предлагает мне что-то изучать. Недавно вот в спектакле «Король Арлекин» добавились ходули. Это своеобразный площадной спектакль. И ходули являются здесь не просто трюком, это образная часть спектакля, без которой, с моей точки зрения, не обойтись. Если этот персонаж - не средневековый площадной актёр, спокойно стоящий, бегающий на ходулях, не понятно, зачем тогда вообще это делать.
- Что сегодня представляет собой Театр Романа Виктюка?
- Это по-прежнему шок, необычно. Люди не ожидают того, что они увидят. Роман Виктюк - это действительно человек, существующий за гранью стандартного человеческого сознания. Он - великолепный диктатор. Может и крепким словцом «подбодрить» актёров на репетиции. Делает это очень метко и порой жестоко. Но кто знает Романа Григорьевича, понимает, что на самом деле в нем злобы в этот момент вообще нет! Он кричит как актер, который хочет добиться от своего слушателя определенного результата, но не более того. Он может «замочить» актёра на репетиции, а другим сказать: «Смотрите, какой молодец!».
- Дмитрий, вы пишете стихи. Вы романтик?
- Я романтик по практике, по опыту. У меня очень ясный положительный опыт. Я не рассказываю людям о том, чего не чувствовал сам. Я не вымышленный мир им преподношу. А просто конкретные знания о том, что такое реальное физическое мужское счастье.
Фото с личного сайта Дмитрия БОЗИНА