- В парадоксе. Автор подлинных шедевров в XX веке был помещен на задворки русской музыки. Нет, забыт он не был. Но исполняли его произведения редко, издавали фрагментарно. А его крупнейшие вещи - оперы «Наль и Дамаянти» и «Сон на Волге» - вообще после 1917 года не ставились.
- Чем это можно объяснить?
- В советские годы партийная пропаганда умело приспосабливала к своим целям музыку русских классиков. К примеру, для оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» написали новое либретто, в партитуры Петра Чайковского вписывали новые темы, идейный мир опер Модеста Мусоргского искажали до неузнаваемости, Александра Скрябина провозгласили чуть ли не отцом Октябрьской революции и так далее. А вот музыку Аренского никаким боком приспособить к господствовавшей тогда идеологии не удавалось. В итоге ее объявили «безыдейной», а самого композитора признали малозначительным. Но вот сменился в стране политический строй, и оказалось, что искусству Аренского страшно повезло. Его чудесная музыка сохранила независимость и чистоту, не запятнав себя позорным сообщничеством. Вот почему сегодня она так дорога нам. Это мир свободы и красоты - утраченный мир. Музыка Аренского подобна солнечному потоку, способному согреть и очистить нашу жизнь.
- Значит, сейчас наступает ренессанс Аренского?
- Вы недалеки от истины. Но следует учитывать и другие парадоксы этого необыкновенного художника, иначе его не понять. Вот у всех великих композиторов, к примеру, у Людвига ван Бетховена, Петра Чайковского, Иоганнеса Брамса, ключевыми являются крупные оркестровые произведения. У Аренского же сокровенная суть его художественного послания заключена в фортепианной и камерной музыке. Эта «переполюсовка» создает трудность в идентификации этого композитора.
А вот еще один парадокс. Аренский в жизни был человек крайних страстей, неуравновешенный, мятущийся, дисгармоничный, злоупотреблял алкоголем, проигрывал в карты большие деньги, заставляя страдать свою семью. Страдал от этого и сам. Но в своей музыке он вдруг преображается в жреца гармонии и красоты, не допуская в творчестве личных страстей и переживаний, в отличие, например, от Чайковского. В произведениях Аренского преобладает позитивная, светлая, утвердительная интонация, уравновешенность строгих пропорций, образы в меру романтизированы, никаких крайностей - всюду царствуют разумное и прекрасное. Видимо, творчество было для композитора способом бегства от самого себя. В этом глубинная философия Аренского.
- Как встретили музыканты России юбилей Аренского?
- К сожалению, музыканты оказались к нему не готовы. Стерео-
типы и шаблоны советского прошлого не изжиты. Не написана современная монография об Антонии Аренском. Да и ноты композитора сегодня достать невозможно. Как же тогда исполнять его музыку? К тому же отсутствует традиция исполнения музыки Аренского. В отличие, скажем, от Сергея Рахманинова, Аренский «не на слуху». Поэтому юным конкурсантам, игравшим на форуме его сочинения, пришлось нелегко.
На родине композитора, в Великом Новгороде, хорошо понимают эти проблемы. И форум стремился их разрешить. Вообще, я наблюдаю у новгородцев «культ Аренского», гордость за него. Это так прекрасно. Аренскому повезло с родиной.
Мероприятие задумано очень творчески. Это настоящая культурная инновация, имеющая общероссийское и международное звучание. Объединить в едином контексте исполнительское искусство, науку и педагогику - замечательная идея. Уверен: новгородский форум Аренского станет константой в культуре обновляющейся России.
- Вы впервые в Новгороде?
- Да. Меня переполняют впечатления. Я очарован городом. Я заметил, что новгородцы - очень красивые люди. Доброжелательные, сдержанные, искренние. От самого города веет культурой, благородством. А ваши духовно-исторические богатства столь многочисленны и прекрасны, что голова идет кругом.
- Какие ваши любимые произведения Аренского?
- Обожаю его «24 пьесы» во всех тональностях для фортепиано. Чудесны все пять сюит для двух роялей. Очень люблю Второе трио и Второй струнный квартет.
- Вы и сами пишете музыку, а ваши сочинения исполняют ведущие музыканты страны...
- Да, мне везет с исполнителями. Мой вокальный концерт «Романсы, элегии, монологи» пела знаменитая Маргарита Мирошникова, инструментальную музыку играли виолончелист Александр Рудин, братья Григорий и Валентин Фейгины - скрипач и виолончелист, альтист Михаил Толпыго... Особенно мне нравится работать с молодыми, но уже ярко заявившими о себе артистами. Сейчас моя музыка вошла в репертуар таких наших звезд, как виолончелист Александр Бузлов, пианисты Андрей Коробейников, Алексей Гориболь.
- О чем ваша музыка?
- Если бы можно было перевести музыку на язык слов, то была бы она нужна? Музыка поет о сокровенном, о невыразимом, в сущности - о самом дорогом в нашей жизни.
- Скажите, а многое зависит от исполнителя? Ведь ноты написаны, техника есть, осталось лишь озвучить текст...
- Если просто озвучить написанные ноты, то музыки не будет. Смысл музыки, сама душа автора - за нотами. И чтобы проникнуть в это «занотное» пространство, нужно не только владеть техникой, но и обладать даром артиста, художника, что удел немногих, к сожалению. Настоящий артист тот, кто способен постичь смыслы духовных посланий великих композиторов. Знаете, побывав в Великом Новгороде, я загорелся мечтой привезти сюда мою музыку. Мне кажется, здесь она прозвучала бы по-особому...
- Что же вам мешает?
- Боже! То же, что мешает жить нам всем. Деньги.
Светлана ГОРИНА
Владимир БОГДАНОВ (фото)
К сожалению, в день отъезда из Великого Новгорода у Петра Белого случился приступ ишемического инсульта. Почетный гость форума находится в клинике № 1 «Центральной городской клинической больницы». По словам врача-невролога Антона ДОВГАЛЯ, сейчас состояние пациента оценивается как средней тяжести, относительно стабильное.
Как сообщил корреспонденту «НВ» участник Международного форума, преподаватель Новгородского областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова Валерий ДЕМИДОВ, Петр Сергеевич находится под неусыпным наблюдением не только врачей, но и друзей, и коллег. «НВ» желают композитору скорейшего выздоровления.