— К сожалению, вокруг этого крупного и действительно перспективного проекта наблюдается слишком много суеты, неразберихи, несогласованности, — отметил в своём выступлении старший научный сотрудник НГОМЗ Владимир ЯДРЫШНИКОВ. — По моему мнению, главным объектом Городища, а также символом, привлекающим всеобщее внимание, является церковь Благовещения. От того, как её экспонировать, зависят все составные элементы концепции. Следовательно, первоочередная задача — проанализировать все реставрационные материалы, провести независимую экспертизу проекта реставрации известного архитектора-реставратора Л.Е. Красноречьева на уровне методсовета Минкультуры и обоснованно принять главное решение — консервировать или воссоздать памятник XIV века.
Остановиться на одном из этих вариантов — задача довольно сложная, так как оба они обладают рядом существенных плюсов и минусов. Остатки храма могут демонстрироваться в современном руинированном состоянии при осуществлении надежной консервации. Однако, по мнению ряда специалистов, методика консервации руинированных объектов до сих пор несовершенна, и проведения консервационных работ может быть недостаточно для обеспечения физической сохранности памятника.
Как утверждают авторы, разработавшие концепцию, в случае проведения полноценных реставрационных работ появляется возможность сохранения памятника как целостного художественного объекта, что особенно важно в условиях ландшафтного комплекса. Проект реставрации памятника был разработан ещё в 1973—1978 годах известным реставратором Л.Е. Красноречьевым в двух вариантах, первый из которых предусматривает воссоздание памятника по состоянию на ХIV век, второй — на довоенный период.
Недостатком второго пути, реставрации, является возможная потеря культурной аутентичности памятника.
— Церковь Благовещения сооружёна в очень интересный и сложный период в истории новгородского зодчества, обычно именуемым периодом поисков и экспериментов, — поясняет Владимир Ядрышников. — После возведения на Торгу в 1207 году весьма необычной и эффектной церкви Параскевы Пятницы по образцу башнеобразных храмов Смоленска новгородцы больше по-старому не строили. Новгородский архитектурный канон был разрушен, а новый искали очень долго и нашли только в 1360 году, когда возвели церковь Фёдора Стратилата на Ручью. В течение этих полутора веков для заказчиков и строителей не существовало единого образца — каждый храм отличался от других. К сожалению, многие памятники этого времени утрачены или капитально перестроены, поэтому детальную картину реконструировать трудно, но в целом она понятна.
Разработчикам концепции представляется, что реставрация церкви Благовещения должна пройти два этапа. На первом этапе (2011—2012 годы) необходимо остановиться на неотложной консервации памятника. На втором этапе должна быть осуществлена повторная экспертиза проекта реставрации церкви Благовещения на Городище Л.Е. Красноречьева с учетом последних публикаций и результатов археологических исследований и принято решение о возможности полного восстановления памятника.