Долой рамки
С рассказом Александра Грина «Зелёная лампа», включённым в школьную программу по литературе, наш герой, руководитель и учредитель компании «Арт Медиа Продакшн», Юрий ТЕПЛЯКОВ, он же режиссёр и продюсер будущего фильма, познакомился случайно и совсем недавно:
— В школе я Грина, видимо, прогуливал, но история, прочитанная во взрослом возрасте, меня очень тронула. Когда же я убедился, что рассказ ни разу не был экранизирован, то ещё больше разволновался, потому что искал что-то такое интересное очень давно. Я сразу же начал работать над сценарием.
Работа началась года три назад. Так много времени ушло на подготовительный период потому что параллельно «Зелёной лампе» компания «Арт Медиа Продакшн» осуществила ещё несколько проектов, кстати, хорошо воспринятых новгородцами. Речь идёт о короткометражном фильме «Эпизод» для первого международного фестиваля «Китоврас», больше известного как история испанского туриста мистера Родригеса, влюбившегося в Новгородчину, а также клип «Женская» на песню молодой рэп-певицы NОisy и рекламный ролик Новгородского боди-арт фестиваля. Причем, замечает Юрий, как и в большинстве некрупных городов России, новгородцы считают, что у нас тут глубокая провинция, где ничего особенного не происходит. Но на самом деле опыт работы над предыдущими проектами показал, что в городе полным-полно талантов в разных сферах.
Кто эти «мы»?
Как известно, под лежачий камень вода не течёт, так что самое точное определение механизма набора команды для съемки фильма — случайные, интересные знакомства с талантливыми и творческими людьми. Стоит заметить: над клипом «Женская» работала команда из сорока человек. «Зелёная лампа», в свою очередь, — куда более серьёзный проект. В его реализации уже задействовано более сотни новгородцев, среди них — художники, музыканты, костюмеры, постановщики, актёры, композиторы, операторы…
— Все эти люди у нас есть, просто до этого они ещё не занимались кино, — объясняет Юрий Тепляков. — Новгородская проблема — далеко не в отсутствии актёров или современной техники, а в том, что большинство из нас живёт в определенных рамках и боится взглянуть чуть шире них.
Режиссер убеждён, что организовать работу более чем сотни творческих новгородцев, — не так сложно. Проблема в одном: господствует распространённый миф о работе продюсера. Дескать, студент заканчивает определённый вуз, получает профессию, а потом идёт куда-то с просьбой: «Дайте денег на кино!». На самом же деле, как оказалось, чуть ли не самый важный этап — разработка идеи. Нужно придумать что-то такое, что будет интересно людям, что заставит их действовать, и тогда к работе начнут подключаться. А ещё не стоит забывать о мотивации. В кино это прежде всего слава.
На сегодняшний день проект «Зелёная лампа» находится на стадии разработки: художественный сценарий утвержден, завершается процесс формирования основной команды, уже состоялась первая встреча будущего коллектива. Съёмки планируется провести за лето.
Фильм ещё не означает денег
Тем не менее в нашем рассказе о проекте «Зелёная лампа» пришло время для прозаичного вопроса: «Откуда деньги?». Не секрет, что во всеобщем представлении съёмки художественного фильма — это прежде всего весьма солидный бюджет. Оригинальный ответ на волнующий вопрос есть.
— Если вы помните текст литературного произведения, то действие рассказа происходит в Англии позапрошлого века, — рассказывает Юрий Тепляков. — Как только я прочитал текст, сразу понял: без заведомо большого бюджета Англию в Новгороде не воссоздать. Значит, есть два пути: искать какой-то кошелёк и просить деньги, и тогда в лучшем случае я буду исполнителем чьих-то идей либо попытаться разработать проект самому, то есть обдумывать финансовый вопрос. В итоге фильм будет снят по мотивам рассказа Грина, а знакомое действие разыграется в 2000—2010-х годах в одном из провинциальных русских городов. Работать группа согласна исключительно за идею, благо, что последняя того стоит.
Отрадно, что наличие денег ещё не делает фильм. Зависимость от финансовой стороны вопроса удобна людям, находящимся на кинематографическом Олимпе, потому что в этом случае простые смертные продолжают думать: «Для нас снять самим картину — недоступное удовольствие!». Юрию Теплякову в свое время профессиональные учителя по продюсированию объяснили: нужны не деньги как таковые, а вполне конкретные вещи, которые так или иначе можно достать в процессе работы. Кстати, и предыдущие проекты «Арт Медиа Продакшн» были сделаны без каких-то бюджетов. В доказательство же серьёзности планов создателей фильма по «Зеленой лампе» приведем последний штрих: параллельно подготовке к съёмкам запущен и процесс реализации будущего продукта, и вскоре у проекта появится собственный интернет-сайт.
Режиссер и продюсер подытоживает:
— Мы уже информируем российских прокатчиков, узнаём, насколько потенциально интересен наш проект, готовы ли они отслеживать его развитие? Не забываем и о кабельном ТВ, DVD-продукции, Интернете. Есть огромное количество кинофестивалей, и мы будем стараться реализовываться во всех этих сегментах. Кстати, первые отзывы уже есть, и пока они нас вполне устраивают.
Фото из архива Юрия ТЕПЛЯКОВА