Вторник, 07 мая 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Искусство, рождённое огнём

{thumbimage 150px 1}В Музее художественной культуры Новгородской земли открылась уникальная международная выставка эмали
Ее уникальность прежде всего в исключительности самого жанра — эмалью сегодня занимаются считаные мастера, хотя этому виду художественного творчества не одна сотня лет.
Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается, например, в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все их виды назывались финифтью, и только в XIX веке старинное название сменилось на новый термин — эмаль.
— Техника горячей эмали сложна и трудоёмка, — говорит куратор проекта, доцент академии имени А.Л. Штиглица Ольга ЛЫСЕНКОВА. — Медная тоненькая пластинка, прежде чем на неё будет нанесена живопись, предварительно обжигается, шлифуется и грунтуется с задней стороны. И только после всех предварительных работ можно начинать писать.
Живопись происходит по лицевой стороне пластины. Мастера используют специальные эмалевые краски, представляющие собой стекловидный порошок с оксидами металлов. По своей структуре они похожи на гуашь или темперу.
В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Вмешиваться в процесс взаимодействия эмали и высоких температур художник не может, поэтому многое при создании очередного произведения достигается  эмпирическим путём. Как видно, процесс этот не только трудоемкий, но ещё и вредный, но, как говорят эмальеры, искусство требует жертв. Зато в итоге получается неповторимое произведение, сохраняющее свою прелесть на века.
Впрочем, даже люди далёкие от искусства хоть раз, но сталкивались в своей жизни с эмалью. Стекловидные покрытия по металлам активно используются в бытовых целях — все знают о эмалированной посуде и ваннах.
В залах музея можно увидеть совершенно разные работы: от образов святых до изображений современных туристов, гуляющих по Петербургу, и просто абстрактные декоративные картины. На выставке представлены произведения искусства из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Екатеринбурга, Ставрополя, Волгодонска, а также Румынии и Испании.
— К сожалению, в таком виде, в каком представлена экспозиция в Великом Новгороде, её уже никто не увидит: выставка будет расформирована, — говорит Татьяна КОВША, президент Международной Гильдии Мастеров. — Так что спешите видеть.
 
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)

РЕКЛАМА

Еще статьи

Во время «Библионочи» читатели познакомились с редкими изданиями, которые хранятся в Любытине.

Не только чтобы книги читать

Библионочь в Любытине прошла в новом выставочном зале

24.04.2024 | Культура

Не заметить желанный стул в каждой новой локации сложно.

Здесь был стул

Новгородцы взялись за поиски 12 стульев из гарнитура мадам Петуховой

17.04.2024 | Культура

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 24.04.2024 года