Всего же на конкурс поступило 142 фильма из 12 стран: Австрии, России, Германии, Латвии, Польши, Португалии, Сербии, Эстонии, Швейцарии, Венгрии, Дании, Нидерландов.
— Россия была представлена городами от Карелии до Чукотки, — отметила директор конкурса Ольга КОНОВАЛОВА. — Причём самым активным российским участником выступила курортная Старая Русса.
Заявленные на конкурс фильмы соревновались сразу в шести разных номинациях: «Культурно-познавательный туризм», «Активный туризм», «Религиозный туризм», «Рекреационный и оздоровительный туризм», «По дорогам средневековой Ганзы» и MICE (коммерческие проекты). Как и следовало ожидать, наиболее популярной номинацией стала «Культурно-познавательный туризм» — 72 работы из числа поступивших на конкурс. В большинстве своём фильмы номинации рассказывали о тех или иных памятниках архитектуры, музеях, городах. Но вот работ, посвященных выдающимся личностям, практически не представлено.
— В целом уровень фильмов фестиваля весьма высок, — отметила Алла ОСИПОВА, режиссёр, член жюри конкурса. — Хотя можно сказать, что в этом обильном общем просмотре приняли участие работы от 0 до 10 баллов. Если же говорить конкретно об ошибках, то они проявлялись только в одном случае: когда неинтересно смотреть. Как правило, это работы, сделанные «по шаблону» или в ходе реализации личных амбиций автора.
Впрочем, помимо выбора жюри лучший фильм выбирали и интернет-пользователи: голосование стартовало ещё в начале августа на туристском информационном портале VisitNovgorod.ru. Так, на протяжении долгого времени бесспорным лидером голосования был фильм «Старая Мельница», представленный Республикой Марий Эл и рассказывающий о богатом сосновыми лесами, прекрасными реками и озёрами Моркинском районе этого региона, где и расположена база отдыха «Старая Мельница». В числе лидеров долгое время был и «Край Старорусский» — фильм, представленный на конкурс туристическим центром «Древних руссов град». Хотя это, скорее, трёхминутный музыкальный ролик, который показывает красоты этого края: пейзаж пляжей озера Ильмень, отвесные скалы памятника природы Ильменский глинт…
— Продолжительность фильмов — также один из критериев оценки, — говорит Ольга Коновалова. — К конкурсным работам были требования, чтобы они длились не больше часа. Предпочтительнее 10–15 минут.
Но пока российские участники короткометражностью похвастаться не могут, тогда как наши зарубежные коллеги представляют в основном именно небольшие двух-пятиминутные промо-фильмы. Их основная цель — заинтересовать зрителя, а не посвящать его полностью в историю тех мест, событий или людей, о которых идёт речь. Да и воспринимаются подобные фильмы намного легче.
— Но не стоит забывать, что жанр кино в туриндустрии в нашей стране ещё только формируется. Этим и интересен новгородский «Китоврас», — резюмировала Алла Осипова.
В итоге приз зрительских симпатий достался фильму «Миры Казани» (ООО «Киностудия СТ-Видео», Руперт Уэйнрайт, США, Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Республики Татарстан, Россия, 2008 г.), набравшему более 90 тыс. голосов.