Сам Виктор Григорьевич делит свою деятельность на три основных направления, главное из которых — популяризация новгородики. По словам писателя, не претендуя на решение глобальных научных задач, он хочет прежде всего доступным языком обозначить вехи в истории развития Великого Новгорода, рассказывать о городе как о живом человеке.
С большим вниманием были встречены читателями и другие работы Виктора Смирнова — исторические очерки о Феофане Прокоповиче, об узнике Шлиссельбургской крепости, книги-энциклопедии «История Великого Новгорода», «Великий Новгород в веках», двухтомник «Очерки новгородской истории», «Легенды и загадки земли новгородской», изданные в соавторстве.
Ещё одно серьёзное занятие писателя — это художественная проза. И тут нельзя не упомянуть исторический роман Виктора Смирнова «Третий ангел» о царствовании Ивана Грозного.
И наконец, третье направление деятельности Виктора Григорьевича — сценаристская работа. Благодаря ему появилось больше десятка фильмов, связанных с новгородской историей. Снятые по его сценариям фильмы «Кресты и звезды», «Первая республика», «Новгородский характер», «Гнездо кукушки» были отмечены главными премиями на Международном телекинофоруме стран СНГ в Ялте, Международном фестивале «Телепрофи», Евразийском телефоруме.
Фильм «Чужая война» об испанской дивизии, о судьбе креста с голубкой, снятого с Софийского собора в кремле и недавно возвращенного из Испании в Великий Новгород, недавно успешно прошел презентацию в Киеве. Каждый фильм не только дает интереснейшую информацию, но и ставит вопросы, заставляет думать и делать выводы из истории Отечества.
— Виктор Григорьевич, чем для вас является премия? Статус, стимул, материальная подпитка?
— Всего понемногу. Но больше всего меня радует, что премия носит имя Валентина Пикуля. Этот человек сыграл в моей жизни очень большую роль, хотя лично познакомиться с ним, увы, не довелось. Кстати, когда в шестидесятые писателя буквально «выдавили» из Питера, ему хотелось переселиться в Новгород, но тогдашние власти сделали всё, чтобы он сюда не переехал. Ужасно жаль! Можно только представлять, какая у нас была бы литературная жизнь! А какие книги о новгородской истории могли появиться из-под пера Валентина Саввича! Пикуль заново открыл жанр исторической литературы. Профессиональные историки его недолюбливают, упрекают в искажениях, не жалует его и писательский мир. А как коллеги могут любить писателя, тиражи книг которого — 500 миллионов экземпляров? Главное, что Пикуль востребован читателями.
— Кстати, о читателе. Ни для кого не секрет, что сегодня такое хобби, как чтение книг, находится далеко не на гребне волны, особенно если речь идёт об исторических произведениях. Есть ли у вас собственные рецепты, как заставить людей читать и изучать прошлое?
— Очень мне не нравится слово «заставить». Чем больше заставляешь, тем сильнее отбиваешь охоту. У каждого поколения есть свои интересы. Повышенное внимание к истории в нашем поколении объясняется тем, что нам приходится переосмысливать переход нашей страны из одного качественного состояния в другое, и, чтобы понять, что с нами происходит сегодня, волей-неволей приходится возвращаться в прошлое. Вообще, историей всегда больше интересовалось старшее поколение — когда молодёжь станет постарше, она тоже к ней обратится. Но в то же время для молодого читателя нужны современные информационные технологии. Кстати, сам я почти перестал читать бумажные книги, в «наладоннике» у меня закачано столько книг, что хватило бы на небольшую районную библиотеку.
Те, кто занимается реализацией книжной продукции, должны быть более изобретательными. Интернет, аудио-книги, специальные форумы способны поднять читательский интерес молодежи. Книгоиздательство сегодня — это бизнес, и надо уметь его поставить. Еще Пушкин говорил: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
У меня, честно говоря, язык не поворачивается бранить молодёжь за недостаточный интерес к истории, потому что наша школа сильно постаралась, чтобы отбить его. Кстати, я не помню ни одного своего учителя истории — во мне любовь к этому предмету пробудилась только после чтения исторических романов.
— Может быть, именно желание привлечь молодого читателя побудило вас отойти в своём новом произведении от традиций классического исторического романа в сторону романа историко-приключенческого?
— Конечно, это и поиск читателя, и желание пробовать себя в разных жанрах. В новом романе «Золотой конь» я, что называется, пошёл за модными веяниями: двойной детективный сюжет развивается параллельно в XIV и XXI веках. Представьте себе, что некие археологи-любители не вполне законно ищут следы новгородских ушкуйников, которые в своё время успешно осваивали Русский Север, дошли до Урала, а потом стали профессиональными пиратами. Кстати, они за много лет до Куликовской битвы захватили штурмом столицу Золотой Орды, показав всей Руси, что ордынцев можно и нужно бить.
Но и дав волю фантазии, я все же старался следовать исторической правде.
— Благо, что образование историка помогает наполнить сюжет достоверными событиями?
— Институтское образование часто не столько помогает, сколько мешает. В советское время мне пришлось придумать себе кандидатскую диссертацию, чтобы получить доступ к спецхранам с «идеологически вредной» или «неправильной» литературой. Диссертация была единственной возможностью туда пробиться, так что я заодно и защитился. Официальная история была безликой, а мне-то хотелось писать историю живых людей.
— Сегодня в культурных кругах Великого Новгорода много говорят о выборе дальнейшего пути развития туристического города. Что это должно быть, на ваш взгляд: современный туристический продукт или культивирование новгородской истории?
— Не вижу противоречий. Историческое наследие — это наше главное достояние. Его надо достойным образом показать и уметь на этом заработать. Не в обиду музейным работникам, мы в этом плане затормозились. Бывая за границей, видишь, насколько изобретательнее работает зарубежная туриндустрия. Историю не надо опошлять или оглуплять, но можно сделать её интереснее и доступнее для обыкновенного человека.
— Возьмём, к примеру, Рюриково Городище, которое совсем недавно стало официальным туристическим объектом. У этой идеи были и свои противники, обоснованно доказывающие, что прежде чем зарабатывать деньги, в проект нужно что-то вложить.
— Разумеется, можно дорого и долго строить нечто масштабное, но можно сделать и что-то оригинальное и не столь затратное, применив современные решения.
К примеру, я бы предложил художникам и архитекторам найти воплощение образа генеалогического древа Рюриковичей, ведь именно здесь у нас зародилась династия, которая правила семь с половиной веков. Или вот ещё проект с минимальными затратами: почему бы не использовать быки недостроенного моста в качестве смотровой площадки? Только представьте, какой грандиозный исторический ландшафт оттуда откроется! А нужно всего-то сделать надёжную лестницу. В любом случае хорошо, что власти сделали первые шаги в правильном направлении.
— Видимо, вывод о том, что Виктор Смирнов — в принципе человек оптимистичный, не будет ошибкой?
— Я по натуре «хмурый оптимист». Не люблю людей, которые критикуют всё подряд с печальным или недовольным видом, ничего не предлагая взамен. Мне гораздо симпатичнее другой тип: пусть совершающих ошибки, но зато деятельных и неунывающих.
Мария КЛАПАТНЮК
Николай БАРАНОВСКИЙ (фото)