Самый первый вопрос, родившийся перед встречей с «Чемоданом», касался происхождения названия. В чём интрига: лег кое созвучие с названием города или что-то ещё? Но, как это часто бывает, разговор по шёл совсем в другом русле, чем планировалось.
Смех и слёзы
— Удивительно, но, начав с простого эксперимента, наш театр существует уже десять лет, — с ходу говорит художественный руководитель театра Елена ХАРИТОНОВА, встречая корреспондента «НВ» на ступенях Чудовского ДК. — Начиналось всё с Дома детского творчества, где я вела школьный театральный кружок, но когда школьники стали выпускниками, а театральный запал не угас, мы решили создать молодёжный театр.
Без здоровых амбиций в творчестве ни куда, поэтому первым же произведением «Чемодана» стали ни много ни мало знаменитые мольеровские «Тартюф» и «Мещанин во дворянстве».
— Представляете, наши актёры, да и я тоже, до сих пор помним все реплики наизусть, — улыбается Елена Александровна. — Правда, я тогда решила, что крупные постановки делать больше не будем. Но коллектив проявил характер и со мной не согласился. С тех пор в нашем репертуаре есть полноценные спектакли на час, а то и полтора.
На их выступлениях зритель даёт волю эмоциям.
— Так получилось, что труппа чётко по делилась на трагиков и комиков. Это хорошо прослеживается и в репертуаре: мы играем то «Женитьбу Фигаро», то ставим военно-патриотические музыкальные композиции. Именно так появились «А зори здесь тихие...» — в нашем варианте литературно-музыкальная композиция на пятнадцать минут, «В четырёх километрах от войны» — трагедия по произведению Олега Сосина, на которой зрители часто плачут. Нам нравится, когда на наших спектаклях гости активно проявляют себя.
Театр — это адреналин
По пути в маленькую комнатку, где про ходят репетиции «Чемодана», выясняется, что коллектив театра гордится целым буке том особенностей. Начать с того, что несмотря на статус молодёжного в театре играют люди от 20 до 70 лет.
— Ольга Петровна Бурчак — наша гордость, — признаётся актёр Александр СОРОКО. — Только подумайте — коренная ленинградка, пережившая блокаду. Когда она выходит на сцену, то чувствуется такой за пал энергии, что молодым только и остаётся стараться не ударить в грязь лицом.
— Наш театр тем и интересен, что в нём собрались абсолютно разные люди. Одной из участниц, работающей в Санкт Петербурге, приходится постоянно приезжать на репетиции, но своего увлечения она не бросает, — гордится коллективом руководитель. — А Саша Сороко на первые занятия ходил со своей будущей женой, и вместе они отыграли три спектакля. Правда, потом жена все-таки выбрала ведение домашнего хозяйства, ну а Саша остался верен нам, работает в коллективе уже девять лет, несмотря на сложный рабочий график.
Кстати, ещё одна особенность театра заключается как раз в том, что собрать труппу целиком очень сложно. Иногда случается, что актёры прогоняют спектакль все вместе буквально накануне выступления, а до этого репетируют по отдельности: кто когда сможет.
Сама Елена Александровна в качестве актрисы на сцену выходила лишь несколько раз, потому что совмещать обязанности режиссёра, суфлёра и актера трудно. Но именно судя по собственному опыту она утверждает, что театр — это прежде всего адреналин и от выхода на сцену, и от импровизаций, которые иногда случаются по ходу спектакля.
Самодеятельность или профессионализм?
Вопрос о принадлежности «Чемодана» к любительскому или профессиональному лагерю возникает ещё и потому что,несмотря на руководителя-профессионала (Елена Харитонова закончила театральное отделение культпросветучилища в Пскове),ни один из актёров её театра специального образования не имеет.
Впрочем, такую двойственность режиссёр театра проблемой не считает:
— Когда Константин Станиславский писал свою теорию, он наверняка брал весь материал из жизни, ведь естественность нахождения на сцене возникает как раз из повседневности. Мои ребята на сцене не игра ют, а живут. Не это ли можно назвать профессионализмом? Пусть они не знают систему Станиславского, но они чувствуют её душой. Ну а если и фальшивят, то сами сразу же замечают это — сцена фальши не терпит.
В распоряжении «чемодановцев» и венчальные платья, и старинные камзолы, и военные шинели. Всё сшито специально собственной портнихой. Правда, вот с декорациями дела обстоят значительно хуже, на спектаклях обходятся минимумом предметов, но ведь главное — игра.
Кстати, именно в костюмерной и была раскрыта интрига необычного названия театра: в углу скромно стоял старенький коричневый чемоданчик — обязательный герой всех спектаклей. — Этот чемодан всегда находится перед занавесом до начала спектакля, — улыбается Харитонова. — А история его появления очень проста: когда мы только образовались, помещения для репетиций, как водится, не было. Встречались где придётся, а весь реквизит носили с собой. Вот и получилось, что принцип «всё своё ношу с собой» воплотился в небольшом чемодане и нашем названии.
Почти династия
— Этот сезон для нас юбилейный, десятый, поэтому подготовку к нему мы начинаем уже сейчас, — делится секретом Елена Харитонова, — хочется показать зрителям всё то, что было сделано за годы, блеснуть чем-то новым, сделать специальную программу.
По мнению Елены Александровны, даже мало искушённый зритель легко заметит, что за десять лет уровень мастерства театральной труппы вырос. Об этом же говорят факты: если раньше любая сыгранная роль и подготовленный спектакль самим «чемодановцам» нравился, то сегодня значительная часть времени уделяется «разбору полётов» — каждый оценивает свою работу.
Актёры признаются, что и статус, и возраст коллектива позволяют надеяться на гастроли хотя бы по области, но, тем не менее, выездные спектакли бывают очень редко — камнем преткновения становится отсутствие транспорта. Вот и выходит, что по Чудовскому району «Чемодан» ездит довольно часто, а вот до Новгорода добирался не более пяти раз.
— Как раз в Новгороде, на одном из областных фестивалей театрального искусства мы добились своего самого главного на сегодняшний момент достижения — взяли первое место со спектаклем «Тётушка Чарлея» по произведению Брандона Томаса, — вспоминает Елена Харитонова. — В тот момент казалось, что лучшей работы у нас уже не будет, но время показало, что каждый год рождается что-то новое, достойное и яркое.
Да и вообще, «Чемодан» признаётся, что перспектив у него ещё очень много. В частности, Елена Александровна собирается открыть младшую группу театра, потому что в спектаклях иногда встречаются и детские роли, а играть их пока некому. Этот непростой план кажется чудовцам вполне осуществимым, ведь в труппе уже почти подросло поколение детей актёров «Чемодана»