Воскресенье, 24 ноября 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Ах, русская минорная душа

Изъясняться на современном языке без знания классики невозможно

Особенность Российского фестиваля детского исполнительского искусства «Традиции и современность», который проводит Новгородская детская музыкальная школа имени С.В. Рахманинова, — знакомство юных музыкантов с творчеством современных композиторов, которые пишут для детей. В этом году председателем жюри конкурса станет новгородский композитор, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Владимир КОРОВИЦЫН.

— Владимир Виленинович, какая музыка сегодня должна использоваться для обучения в музыкальных школах страны?

— Репертуар отечественных музыкальных школ состоит в основном из сочинений классиков. Но когда они жили? 200–300 лет назад, когда самого понятия «детство» по большому счёту не существовало. Ребёнок — просто маленький человек и всё. Писать именно для детей начали в первой половине прошлого века. Это были Дмитрий Кабалевский, Николай Любарский, Исаак Беркович и другие. Но прошло время, и оказалось, что их произведения устарели в большей степени, чем признанных классиков. По этому поводу очень хорошо высказался композитор-музыковед Борис Асафьев, что каждая эпоха имеет свой интонационный словарь. И дети его чувствуют сразу.

— Между тем ваша музыка востребована как у педагогов, так и у детей. В чём её популярность?

— В своём творчестве я использую как современные интонации, которые, например, можно услышать в музыке к художественным фильмам, так и элементы, присущие барочной, классической, романтической и джазовой музыке. Возможно, это даёт такой эффект. По крайней мере, когда учителя музыкальных школ звонят мне со всех концов страны, не жалуются, что их воспитанники исполняют мою музыку из-под палки.

— В музыкальном образовании ребёнка без жёстких мер и настойчивости обойтись никак нельзя?

— Как правило, сначала детям интересен музыкальный инструмент, но потом наступает пубертатный период, появляются какие-то другие увлечения, какие-то волнения в крови, поэтому, пожалуй, проявить определённую жёсткость педагогам и родителям при взрослении подростка необходимо. В комнате, где занимался музыкой маленький Николай Рубинштейн, основатель Московской консерватории, было проделано маленькое окошко в смежную комнату. Через него мать строго наблюдала, как он играет на фортепиано.

— Вы считаете себя детским композитором?

— Это не совсем так. Когда об авторе говорят как о детском композиторе, его сразу отправляют во вторую или третью категорию. Примерно так же, как у писателей, когда их причисляют к детективщикам или писателям женских романов. Хотя из 20 моих нотных сборников, разошедшихся на всю страну, большая часть предназначается для детей. Мне всегда хотелось, чтобы моя музыка доходила до людей, а не лежала бы в столе, образно выражаясь. Изданная в формате для детей, она быстрее дойдёт до слушателей. Писать музыку для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше. Она затронет ребёнка в том случае, если будет искренней.

— У каждого композитора — свой почерк. Какой он у вас, и происходили ли с ним изменения?

— Не думаю, что за мою профессиональную жизнь он сильно менялся. Писать я начал поздно, примерно в 23 года, когда учился в консерватории. До этого не представлял возможным, что я могу сочинять. Считал, что нужно пройти весь курс музыкальной науки. У меня есть сборники, где соседствуют произведения, которые появились, когда мне было 50 лет, и которые родились в 25 лет. И те, и другие по настроению — одинаковы. Написанные в молодости даже были ещё ярче. Я по натуре меланхолик, что и отражается в творчестве. Вообще, я считаю, что западная душа живёт в мажоре, а русская — минорная. Возьмите хоть народные, хоть эстрадные песни.

— Конкурс откроется творческим вечером с вами. Что ожидаете от общения с детьми?

— Предположу, что они зададут мне вопросы: «Как я учился в музыкальной школе? Не прогуливал ли занятия?». Отвечу откровенно. И обязательно добавлю, обучение в музыкальной школе — огромный труд. Чтобы достичь технического совершенства, надо играть не только интересную музыку, но и гаммы, этюды, арпеджио.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Семья Сидоровых с удовольствием выступает на различных мероприятиях и фестивалях, радуя окружающих своим творчеством.

Музыка нас связала

Звонкоголосую семью Сидоровых и их гармошку хорошо знают не только в Боровичах, но и далеко за пределами Новгородчины

20.11.2024 | Культура

Актёры Новгородского театра драмы им. Ф.М. Достоевского уже приступили к репетициям нового спектакля.

Я — никто?!

В новом спектакле театр драмы покажет зрителям маленького человека и его большие амбиции

20.11.2024 | Культура

Новая кровля Петропавловского храма будет такой же, какой её видели новгородцы в XII

На Синичьей горе

На храме Петра и Павла, построенном новгородцами в XII веке, проводятся масштабные реставрационные работы

13.11.2024 | Культура

Губернатор Андрей Никитин приветствовал участников и гостей фестиваля. Ведущим церемонии открытия стал актёр и режиссёр, президент фестиваля народный артист России Михаил Пореченков.

Чтобы слышать время

Фестиваль театральных искусств имени Достоевского нашёл другой формат, но уже устремился в новый поиск

06.11.2024 | Культура

Гостей фестиваля вновь ждёт погружение в классику. Но на этот раз — и не только.

Достоевский. Новое

Знаковый театральный фестиваль сменил формат и расширил масштабы

30.10.2024 | Культура

Фильм представили продюсер Сергей Сельянов и исполнительный продюсер Наталья Смирнова. Проект снят кинокомпанией СТВ при поддержке Фонда кино.

Есть искра

Премьерный показ «Огнива» в Великом Новгороде не оставил зрителей равнодушными

23.10.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 20.11.2024 года

РЕКЛАМА