Суббота, 28 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Ах, русская минорная душа

Изъясняться на современном языке без знания классики невозможно

Особенность Российского фестиваля детского исполнительского искусства «Традиции и современность», который проводит Новгородская детская музыкальная школа имени С.В. Рахманинова, — знакомство юных музыкантов с творчеством современных композиторов, которые пишут для детей. В этом году председателем жюри конкурса станет новгородский композитор, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов Владимир КОРОВИЦЫН.

— Владимир Виленинович, какая музыка сегодня должна использоваться для обучения в музыкальных школах страны?

— Репертуар отечественных музыкальных школ состоит в основном из сочинений классиков. Но когда они жили? 200–300 лет назад, когда самого понятия «детство» по большому счёту не существовало. Ребёнок — просто маленький человек и всё. Писать именно для детей начали в первой половине прошлого века. Это были Дмитрий Кабалевский, Николай Любарский, Исаак Беркович и другие. Но прошло время, и оказалось, что их произведения устарели в большей степени, чем признанных классиков. По этому поводу очень хорошо высказался композитор-музыковед Борис Асафьев, что каждая эпоха имеет свой интонационный словарь. И дети его чувствуют сразу.

— Между тем ваша музыка востребована как у педагогов, так и у детей. В чём её популярность?

— В своём творчестве я использую как современные интонации, которые, например, можно услышать в музыке к художественным фильмам, так и элементы, присущие барочной, классической, романтической и джазовой музыке. Возможно, это даёт такой эффект. По крайней мере, когда учителя музыкальных школ звонят мне со всех концов страны, не жалуются, что их воспитанники исполняют мою музыку из-под палки.

— В музыкальном образовании ребёнка без жёстких мер и настойчивости обойтись никак нельзя?

— Как правило, сначала детям интересен музыкальный инструмент, но потом наступает пубертатный период, появляются какие-то другие увлечения, какие-то волнения в крови, поэтому, пожалуй, проявить определённую жёсткость педагогам и родителям при взрослении подростка необходимо. В комнате, где занимался музыкой маленький Николай Рубинштейн, основатель Московской консерватории, было проделано маленькое окошко в смежную комнату. Через него мать строго наблюдала, как он играет на фортепиано.

— Вы считаете себя детским композитором?

— Это не совсем так. Когда об авторе говорят как о детском композиторе, его сразу отправляют во вторую или третью категорию. Примерно так же, как у писателей, когда их причисляют к детективщикам или писателям женских романов. Хотя из 20 моих нотных сборников, разошедшихся на всю страну, большая часть предназначается для детей. Мне всегда хотелось, чтобы моя музыка доходила до людей, а не лежала бы в столе, образно выражаясь. Изданная в формате для детей, она быстрее дойдёт до слушателей. Писать музыку для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше. Она затронет ребёнка в том случае, если будет искренней.

— У каждого композитора — свой почерк. Какой он у вас, и происходили ли с ним изменения?

— Не думаю, что за мою профессиональную жизнь он сильно менялся. Писать я начал поздно, примерно в 23 года, когда учился в консерватории. До этого не представлял возможным, что я могу сочинять. Считал, что нужно пройти весь курс музыкальной науки. У меня есть сборники, где соседствуют произведения, которые появились, когда мне было 50 лет, и которые родились в 25 лет. И те, и другие по настроению — одинаковы. Написанные в молодости даже были ещё ярче. Я по натуре меланхолик, что и отражается в творчестве. Вообще, я считаю, что западная душа живёт в мажоре, а русская — минорная. Возьмите хоть народные, хоть эстрадные песни.

— Конкурс откроется творческим вечером с вами. Что ожидаете от общения с детьми?

— Предположу, что они зададут мне вопросы: «Как я учился в музыкальной школе? Не прогуливал ли занятия?». Отвечу откровенно. И обязательно добавлю, обучение в музыкальной школе — огромный труд. Чтобы достичь технического совершенства, надо играть не только интересную музыку, но и гаммы, этюды, арпеджио.

Фото из архива «НВ»

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА