Суббота, 03 августа 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Россия Ильи Глазунова

Мастер впервые представлен своими работами в залах Музея изобразительных искусств

Народный художник СССР, кавалер ордена ЮНЕСКО «Золотой глаз Пикассо», полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». А также — основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, учредитель и художественный руководитель Московской государственной картинной галереи, которая также носит его имя. И прочая, и прочая...

При огромном стечении народа

Символично, что выставочный проект «Россия Ильи Глазунова» был представлен новгородской публике в самый канун Пасхи. На открытии было ожидаемо многолюдно.

Татьяна РУДНЕВА, начальник экспозиционно-выставочного отдела картинной галереи Глазунова, рассказала «НВ», что Илья Сергеевич лично распорядился отправить на эту выставку картины «Господин Великий Новгород» и «Русская красавица», находящиеся в постоянной экспозиции Московской галереи.

Новгород для Глазунова — величина биографическая и историческая. Уже будучи взрослым, состоявшимся человеком, он приезжал в деревню Гребло, встречался с местной жительницей, давшей пищу и кров ему, 11-летнему мальчишке, эвакуированному из блокадного Ленинграда.

Что касается истории... Допустим, Глазунов, мягко говоря, недолюбливает «норманнскую теорию», придерживаясь мнения, что Рюрик с братьями Синеусом и Трувором — внуки новгородского князя Гостомысла. И ни один историк его не переспорит.

А она у нас красивая

Эти слова я услышал от ученицы Новгородской художественной школы Леры ЯКОВЛЕВОЙ.

Страна — красивая. Выставка — классная. Эмоции — хорошие. И, может, так и должно быть? Ровно по Глазунову: «Искусство должно быть понятно и любимо народом. А народ — это мы с вами».

Кто-то скажет, что Глазунов приукрашивает свою Россию. А кто-то: «Он ее любит».

Наш новгородский искусствовед Татьяна ВОЛОДИНА отмечает, что у художника действительно есть тенденция идеализировать изображаемое. И это присуще не только историческим работам или пейзажам.

— Даже персонажи из произведений Достоевского красивее, чем можно ожидать, — говорит Татьяна Владимировна. — Даже Рогожин, почти сумасшедший человек, по-своему не лишен привлекательности.

В то же время портрет самого Достоевского выдержан в трагичных, сумрачных тонах.

Я не поклонник, но...

Борис НЕПОМНЯЩИЙ, заслуженный художник России, говорил в этот день, что в свое время его поразило обращение Глазунова к теме Достоевского.

— Достоевский тогда вовсе не был бесспорной национальной гордостью. Ну, Толстой. Пушкин — наше все. А к Федору Михайловичу у советской власти было иное отношение.

Но и в исторических сюжетах Глазунов шел против течения. Отчасти именно этим был объясним необыкновенный успех. Ни у кого «царской фамилии» нет, а у Глазунова есть. Публика — валом. Огромные очереди.

Личное воспоминание: фоторепродукцию «Вечной России» я вез через полстраны. Боялся, что не довезу: рамочка была хлипкая. А сейчас? Наверное, уже не купил бы.

По сути, картина — то, что другой новгородский художник Александр ОЛИГЕРОВ называет литературой в живописи, публицистикой.

— Мне не близко творчество Глазунова, — говорит он. — Но к нему существует большой зрительский интерес. И я отношусь к этому с уважением.

Сергей ГОРМИН, журналист, телеведущий:

— Если хоть кто-то, остановившись у полотна художника, испытал эмоциональное воздействие, — это уже успех. Каждый человек, когда смотрит на картину, ищет в ней созвучие своему внутреннему миру. А мир и искусство мы воспринимаем по-разному. Но в конечном итоге, помимо вкусов и стилистики, существует одна незыблемая вещь: искусство — все то, что ведет к Богу, то есть — к свету.

Вместо эпилога

Вдруг вспомнил об ушедшем от нас недавно поэте Евгении Евтушенко, чьим творчеством тоже вроде не был увлечен: «Когда изменяемся мы, изменяется мир».

Хочется сказать спасибо музейщикам за эту выставку. Особенно после того, как один из них честно сказал автору этих строк, как трудно далась организация.

— Я так рад, что выставка состоялась, — выдохнул он.

На музейную кухню мы не пойдем. Добро пожаловать в зал!

Фото Владимира Малыгина

РЕКЛАМА

Еще статьи

То, что груша многогранна, как и творец, её создавший, Николай Локотьков доказал новыми работами.

Творец и груша

В новгородской «Десятинке» открылась самая оригинальная выставка старорусского художника Николая Локотькова.

17.07.2024 | Культура

В подготовке фолк-рок мюзикла «Садко» приняли участие более 70 новгородцев.

Преемники «Садко»

К следующему творческому сезону новгородский уличный театр подготовит новую команду

17.07.2024 | Культура

Одна из самых узнаваемых визитных карточек Боровичей – мост Белелюбского.

45 прекрасных лет

Боровичский клуб любителей и знатоков искусства выпустил песенник о райцентре

10.07.2024 | Культура

Иконописный язык начал формироваться 1000 лет назад и по сей день продолжает развиваться.

Разговор о Боге

В арт-пространстве «Бульвар» зрители могут увидеть выставку народных икон от двух мастеров-иконописцев

10.07.2024 | Культура

В спектакле «Русалочка» наши герои сыграли влюблённую пару.

Встретимся в Новгороде

Историю своей семьи и своей карьеры молодые актёры театра драмы начали писать одновременно

10.07.2024 | Культура

Великий Новгород впервые стал центром театральных приключений из культового романа Ильфа и Петрова.

Эффектный финал

Закрытие юбилейного сезона театр драмы имени Достоевского отмечает гастролями и спектаклем-блокбастером

26.06.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 31.07.2024 года

РЕКЛАМА