В «Диалог» привезли коврики с русалками и портреты дворников
Очередная «Белая ночь современного искусства» должна была стать не менее масштабной, чем предыдущие. На первую пятницу лета организаторы запланировали открытие нового арт-объекта, художественные акции, мастер-классы. Однако погода внесла свои коррективы. Холодный ветер и дождь загнали собравшуюся на праздник публику под крышу Центра современного искусства, и от той части программы, которая должна была проходить на улице, пришлось отказаться. Только художнику Александру МИЛОСЕРДОВУ капризы стихии оказались нипочем. Под проливным дождем он два часа монтировал инсталляцию, которую подготовил к началу праздника. Стучали по асфальту капли, качались на ветру разноцветные зонтики. Того и гляди — сорвутся, улетят. На вопрос о том, как называется работа, Александр сказал со смехом: «Лета не будет!». Актуально, что ни говори.
— Героический человек! — восхитился директор Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЁВ. — Вы про него обязательно напишите.
Ну вот: написали.
В «Белую ночь» открылось шесть выставок. Петербурженку Евгению ГОЛАНТ Центр современного искусства зазывал к себе давно. У нее есть, кажется, все возможные художественные образования, но при этом ее работы — простые, нарочито примитивные: широкие, грубые мазки, яркие цвета.
— Я долго училась, и в какой-то момент мне стало казаться, что школа убивает художника. Из-за того, что традиционная школа предполагает много работы с натуры, я с трудом могу рисовать по памяти, а только то, что видят мои глаза. Но однажды в 2005 году мы решили сделать выставку про рынок. Так как я рисую с натуры, я пошла на рынок с этюдником и холстом. А там меня окружили веселые громкие продавцы. Один сочинил стихотворение для меня, другой дал фруктов и назвал меня Пиросмани, еще один назвал стиль, в котором я работаю, «О, ужас!», а другому так не понравился портрет, что мне пришлось убежать от него... И во время работы я поняла, что обмен между художником и моделью очень ценен для меня. Атмосфера места, непредвиденная реакция людей становятся частью картин, а художник — губкой, впитывающей описываемую им среду, — рассказывает Евгения Голант.
Именно поэтому ее выставка называется «Присутствие». Кроме серии работ, о которой шла речь выше, Евгения привезла в Новгород портреты дворников, приехавших на заработки из Киргизии и Таджикистана. Пока она рисовала, люди говорили о своей жизни. К некоторым картинам прилагаются листочки с бесхитростными историями. «Сначала были жильцы — не любили меня, ругали. А я всё равно с ними ласковой была. Принесла женщине цветы на праздник. Теперь они меня любят, зовут в гости, угощают, одежду дарят». Удалось ли художнице проникнуть в мир тех, кого мы привыкли не замечать? Об этом судить посетителям.
Еще одна любопытная выставка — народные картинки из коллекции Андрея САЗОНОВА. Все, кто видел фильм «Операция «Ы», сразу вспомнят, о чем речь. Да-да, те самые коврики с русалками: «Налетай, торопись, покупай живопись!». Впрочем, не только русалок любили изображать безымянные художники. Популярны были репродукции известных картин, скажем, «Трех богатырей» и «Аленушки» Васнецова. Зачастую соавтор правил композицию, менял колорит, преображал героев, добавлял детали. Получалось забавно.
— Носители использовались самые разные, в основном — клеенка, но были и фанера, и стекло, есть даже картина на одеяле. Это замечательная работа — Пушкин и Татьяна. Народная мысль объединила автора с его героиней. У Татьяны в руках — мандолина, а сидят они под пальмой. Все, что нравилось заказчику или автору, присобачили к этим людям, — говорит Андрей Сазонов.
Сейчас в его коллекции — около 700 экземпляров. В Новгород приехала малая часть — порядка 90 работ. По словам Андрея Сазонова, сейчас 80% картинок он находит с помощью Интернета, но во время поездок всегда старается посещать всевозможные подвальчики, комиссионные магазины. В Новгороде он тоже раздобыл один экземпляр для своей коллекции.
В отдельном зале разместилась персональная выставка работ новгородца Александра ГАЛУШКИНА. Ее автор долгое время даже не помышлял о творчестве. Работал электромонтажником, потом стал красить автомобили. А потом, как он выражается, «молния в голову ударила» — и начал он рисовать эмалями по металлу. Работы странные, никак не вписывающиеся в рамки привычных представлений о живописи. Чем дольше смотришь, тем больше деталей замечаешь. Будто картина наполняется смыслом, пока ты стоишь перед ней.
Член Русского географического общества и Общества фотографов дикой природы России Константин ШАТЕНЁВ привез выставку «По заповедным тропам». Более тридцати лет он снимает животных и птиц.
Еще одна экспозиция знакомит новгородцев с работами художников, иллюстрировавших книги итальянца Эмилио Сальгари. Он написал более двухсот исторических и приключенческих романов. Иногда его называли «итальянским Жюлем Верном». Корабли и пираты, дикие звери, немыслимые сокровища, сражения и погони — излюбленные темы писателя в полной мере отражены на обложках его книг.
Наконец последняя выставка называется «Пятая раса». Работы для нее собрал Центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Все картинки рисовали ребята с расстройством аутистического спектра и ментальными нарушениями. Те, кто полагает, что аутизм — не болезнь, а некая форма альтернативного поведения, видят в этом творчестве своеобразие, не доступное профессиональным художникам. Если же допустить, что это не так, у выставки все равно есть и другая, не менее важная миссия: поддержать семьи, где растут дети-аутисты, приблизить их к людям, а людей — к ним.
Фото Владимира Малыгина