Участники круглого стола «История России на телеэкране» оправдывают вольное обращение киношников с событиями прошлого
Модератор мероприятия — известный кинокритик и киновед Андрей ШЕМЯКИН — назвал собравшимся несколько актуальных для профессионального сообщества вопросов. Как конвертировать большую историю в малую — через людей, их жизнь, отношение к происходящему? Имеет ли смысл режиссерам затрагивать все без исключения исторические эпохи или останавливаться только на тех, что были богаты на события и яркие личности? Можно ли в фильмах вывести формулу оптимального соотношения литературной, документальной основы и сценарной интерпретации?
— Достоверность представляемых в лентах фактов — это вопрос вопросов! — заявила кинорежиссер Светлана ДРУЖИНИНА. — Многие из советских картин 60-х годов признаны мировыми шедеврами исторического кино, потому что тогда режиссеры и сценаристы детально прорабатывали каждое реально произошедшее событие — отталкивались от архивных документов, трудов ученых. И нас, только начинающих снимать, приучали к тому же. Когда молодой постановщик брал за основу сюжет из прошлого страны, к нему обязательно прикреплялся опытный наставник, в моем случае это был известный писатель, драматург и сценарист Вениамин Каверин. И далее работа шла совместно. И по сей день я в своих работах опираюсь на подтвержденную информацию.
Так, по ее словам, в основу серила «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» лег труд «История России с древнейших времён» Сергея Михайловича Соловьёва в 29 томах. Художественная литература при написании сценариев к фильмам этого сериала не использовалась.
Правда, как чуть позже Дружинина проговорилась, поскольку кино должно быть зрелищным для публики, то вариации на тему все же допускаются: скрупулезно, с исторической точки зрения, в серии прорабатываются одна-две ведущие сцены, в остальных возможна вольная стилизация.
То есть, как ни крути, получается, что о достоверности фактов в современных кинолентах речь вовсе и не идет. Это отчасти подтвердил и режиссер Николай ДОСТАЛЬ. Он не стал лукавить и признался, что иногда сценарное видение событий и документальное сильно расходятся. Так было, например, с телесериалом «Штрафбат».
— Претензий к фильму со стороны военных историков было много. Обоснованных претензий. Но как-то на улице ко мне подошел старик, он, видимо, узнал меня, и сказал, что был во время Великой Отечественной войны в штрафбате. Он тоже завел разговор о недостоверности фильма. Однако сильно ругать не стал, сказал, что съемочная бригада, исказив детали, не солгала в главном — что штрафники тоже, как могли, приближали Победу.
В общем, все представлявшие киноиндустрию участники круглого стола единодушно сошлись во мнении: в случае игрового кино на историческую тематику, как и в случае художественной литературы, сюжетная линия во многом зависит от творческого видения авторов. Ведь события в картинах и персонажи напоминают конкретных личностей и эпохи. И не важно, что иногда очень отдаленно.
Фото из открытых источников