Суббота, 28 декабря 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Фильм как ребус

Участники круглого стола «История России на телеэкране» оправдывают вольное обращение киношников с событиями прошлого

Модератор мероприятия — известный кинокритик и киновед Андрей ШЕМЯКИН — назвал собравшимся несколько актуальных для профессионального сообщества вопросов. Как конвертировать большую историю в малую — через людей, их жизнь, отношение к происходящему? Имеет ли смысл режиссерам затрагивать все без исключения исторические эпохи или останавливаться только на тех, что были богаты на события и яркие личности? Можно ли в фильмах вывести формулу оптимального соотношения литературной, документальной основы и сценарной интерпретации?

— Достоверность представляемых в лентах фактов — это вопрос вопросов! — заявила кинорежиссер Светлана ДРУЖИНИНА. — Многие из советских картин 60-х годов признаны мировыми шедеврами исторического кино, потому что тогда режиссеры и сценаристы детально прорабатывали каждое реально произошедшее событие — отталкивались от архивных документов, трудов ученых. И нас, только начинающих снимать, приучали к тому же. Когда молодой постановщик брал за основу сюжет из прошлого страны, к нему обязательно прикреплялся опытный наставник, в моем случае это был известный писатель, драматург и сценарист Вениамин Каверин. И далее работа шла совместно. И по сей день я в своих работах опираюсь на подтвержденную информацию.

Так, по ее словам, в основу серила «Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII» лег труд «История России с древнейших времён» Сергея Михайловича Соловьёва в 29 томах. Художественная литература при написании сценариев к фильмам этого сериала не использовалась.

Правда, как чуть позже Дружинина проговорилась, поскольку кино должно быть зрелищным для публики, то вариации на тему все же допускаются: скрупулезно, с исторической точки зрения, в серии прорабатываются одна-две ведущие сцены, в остальных возможна вольная стилизация.

То есть, как ни крути, получается, что о достоверности фактов в современных кинолентах речь вовсе и не идет. Это отчасти подтвердил и режиссер Николай ДОСТАЛЬ. Он не стал лукавить и признался, что иногда сценарное видение событий и документальное сильно расходятся. Так было, например, с телесериалом «Штрафбат».

— Претензий к фильму со стороны военных историков было много. Обоснованных претензий. Но как-то на улице ко мне подошел старик, он, видимо, узнал меня, и сказал, что был во время Великой Отечественной войны в штрафбате. Он тоже завел разговор о недостоверности фильма. Однако сильно ругать не стал, сказал, что съемочная бригада, исказив детали, не солгала в главном — что штрафники тоже, как могли, приближали Победу.

В общем, все представлявшие киноиндустрию участники круглого стола единодушно сошлись во мнении: в случае игрового кино на историческую тематику, как и в случае художественной литературы, сюжетная линия во многом зависит от творческого видения авторов. Ведь события в картинах и персонажи напоминают конкретных личностей и эпохи. И не важно, что иногда очень отдаленно.

Фото из открытых источников

РЕКЛАМА

Еще статьи

Для спектакля «Правда — хорошо, а счастье лучше» бутафор «заготовила» сотни наливных яблочек.

И швец, и жнец

Каждый день бутафора не похож на другой, потому что он владеет десятком самых разных профессий

11.12.2024 | Культура

Вдохнуть жизнь в Умку попробует Валерия Горелкина (на фото слева) под руководством режиссёра Натальи Красильниковой (на фото справа).

Тот самый медвежонок

Новгородский театр драмы готовит новогодний детский спектакль «Умка»

11.12.2024 | Культура

Выставка даёт возможность вовлечься в действие рассказа не только эмоционально, но и физически, прикасаясь к предметам того времени.

«Только вёрсты полосаты попадаются одне…»

До весны новгородцы и гости города могут попутешествовать по тракту Москва – Петербург вместе с Пушкиным

04.12.2024 | Культура

По задумке авторов выставочный проект «…изм» имеет своей задачей показать сегодняшний день нереалистического искусства. Перед художниками поставлен вопрос: «Способен ли абстракционизм, активная фаза которого прошла уже в середине XX века, породить новые смыслы или формы?»

«…изм» и другие

Осень Новгородский центр современного искусства проводил пятью новыми выставками

04.12.2024 | Культура

Новые театральные добровольцы проведут с «Малым» три зимних месяца.

Зимняя смена

В новгородском театре «Малый» объявлен очередной набор волонтёров

27.11.2024 | Культура

Спустя 12 лет в Великом Новгороде восстановили постановку про святых Петра и Февронию.

Маленькое чудо

Новгородский композитор Александр Леонов рассказал, как создавал музыку к «Сказанию о Петре и Февронии»

27.11.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 25.12.2024 года

РЕКЛАМА