31 августа в прокат вышел фильм «Гоголь. Начало»
Первый кадр — лошадь, вид сзади. Второй — голая девушка с мешком на голове, перекинутая через седло. В принципе уже в этот момент становится понятно, что с творчеством Николая Васильевича Гоголя фильм, несмотря на название, не особо связан. Дальше — больше: бесплотная фигура в капюшоне, больше всего похожая на назгулов из «Властелина колец», отрубленные руки-ноги, загадочное ритуальное убийство. И все за первые пять минут! Ярые противники такого обращения с классикой могут начинать возмущаться. А я пока объясню, почему работа режиссера Егора Баранова показалась мне все-таки заслуживающей внимания.
Начнем с того, что интересна сама идея поместить писателя в мир его рассказов. 1829 год, юный Николай Гоголь служит судебным писарем в III отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии в Санкт-Петербурге и одновременно публикует свои первые произведения, которые, впрочем, ему совсем не нравятся. Волей случая он знакомится со знаменитым следователем Яковом Гуро, и тот, весьма впечатленный его способностями, предлагает Гоголю непростую задачу — разобраться, кто убивает девушек в Полтавской губернии, близ села Диканька. С этого начинается сюжет.
Забегая вперед, скажу, что убийцу так и не поймают. По крайней мере, в этом фильме. Всего запланировано четыре. «Гоголь. Заколдованное место», «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Страшная месть» выйдут в прокат с интервалами в 1,5 месяца. Затем из этих фильмов сделают восемь эпизодов сериала и в 2018 году покажут на телеканале «ТВ-3».
Зачем понадобилось дробить историю на части, понятно: чтобы узнать, чем дело кончилось, зрителям придется раскошелиться не один, а целых четыре раза. Или ждать до следующего года. Однако маркетинговый ход самой картине не пошел на пользу. В фильме нет цельной истории, лишь завязка, конфликты намечены, но не решены, а вопросов куда больше, чем ответов. Это, пожалуй, один из двух главных минусов.
О втором я уже упоминала выше. От произведений Гоголя тут остались рожки да ножки. Замени Николая Васильевича на другого персонажа — и на сюжет это практически не повлияет. Другое дело, что на историю безвестного писаря в кино бы пошли не так охотно, как на фильм о Гоголе.
Но давайте все-таки вернемся к плюсам. Нельзя не отметить хорошую визуальную составляющую. Костюмы, цветовая гамма, построение кадра — тут придраться не к чему. Стильно, мрачно, атмосферно — этакая «Сонная лощина» на наш, российский манер. Актеры также заслуживают похвалы. Следователя Гуро играет Олег Меньшиков, и благодаря ему персонаж вышел харизматичным и запоминающимся. А роль Гоголя досталась Александру Петрову, который весьма достойно с ней справился.
Добавим утопленниц, ведьм и галлюцинации, приправим для остроты сценами секса и насилия — и получается бодрый фильм ужасов со всеми обязательными составляющими. Да, это чисто развлекательное кино, от которого не стоит ждать исторической достоверности и глубокой проработки характеров. Но как двухчасовой аттракцион с нечистью фильм неплох. Если и следующие части сохранят тот же настрой, эксперимент можно будет считать удавшимся.