Княжна Тараканова проиграла битву за российский престол. Тем не менее в историю своё имя вписала
Новгородский драмтеатр 164-й театральный сезон открыл новым спектаклем «Змея в короне» по мотивам романа Григория Данилевского «Княжна Тараканова». Накануне премьеры мыслями о судьбе известной авантюристки, о том, каким получился сценический персонаж, поделилась исполнительница роли княжны Кристина ЖЕРЕБОР.
— Наша постановка сделана по мотивам литературного произведения, то есть нет точного совпадения истории книжной и нашей. Однако стилистика, мелодика романа сохранены, что позволило, как мне кажется, полно передать атмосферу второй половины XVIII века, — начинает разговор артистка Новгородского драмтеатра. — Что касается сюжетных линий, то их несколько в спектакле. Но для моей героини первостепенны две: борьба за российскую корону, ну и, конечно, любовь к Алексею Орлову.
— Но ведь доподлинно неизвестно, были ли между ними чувства...
— А в ее биографии вообще очень много белых пятен. На этом, собственно, и основывается вся интрига данного персонажа, как в реальной истории, так и на сцене. Ведь если бы про эту женщину все было известно — откуда родом, из какой семьи, какое воспитание и образование получила, какие цели преследовала, покорила или все же нет графа Орлова, — её имя не стало бы легендой. А так, сколько уже времени исследователи, художники и писатели пытаются разгадать ее тайну.
Я склонна думать, что реальная княжна действительно была без памяти от Орлова. Поэтому и доверилась ему. И именно таковой я ее и представляю на сцене.
— То есть романтичной. А какая еще на сцене княжна?
— Безусловно, авантюристка, но в хорошем смысле этого слова. Причины, которые толкают людей на рискованные поступки, бывают разные. В ее случае — это поиск своих корней: она не знает, кто она и откуда, и пытается это понять. Этот поиск и подтолкнул ее к решению назваться дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского.
Княжна — дама умная и с сильным характером: слабые люди не способны на такие поступки. Заявив права на российский престол, она была уверена в успехе предприятия. Если бы были сомнения, не пошла бы на такой отчаянный шаг, ведь она хорошо понимала, что противостоять ей будет искушенная в политических интригах Екатерина Великая.
— И тем не менее княжна проиграла. Недооценила противника?
— Именно. Если в моей героине в основе всего — чувства, то у российской правительницы — ум и холодный расчет. Как я уже говорила, княжна влюбилась, потеряв бдительность. Чем Екатерина и воспользовалась. Она не претендовала на Алексея Орлова как женщина, зато нуждалась в его преданности как государыня и предприняла все, чтобы он поступил так, как было нужно ей.
— Княжна Тараканова — первая ваша большая и серьезная роль за последние годы. Легко вжились в образ?
— Трудно. Я вообще каждый новый персонаж сначала внутренне отвергаю. Привыкание идет постепенно. Для одной роли, чтобы вжиться в нее, хватает пары репетиций, на другую же уходит куда больше времени и сил. И притирка к княжне тоже была непростой.
Но работать над этим образом очень интересно. До этого я по большей части играла романтичных, сказочных героинь, которые легко идут по жизни, во все и всем верят, и у них мало внутренних перемен происходит. А княжна Тараканова — глубокий, противоречивый, многослойный персонаж. Я когда была назначена на эту роль, засела за историческую, художественную литературу, чтобы понять, какой Тараканова была на самом деле. И сейчас я ее полностью приняла и оправдываю все ее поступки.
— На сцене вы в окружении коронованных особ — Екатерины II и Елизаветы Петровны. Как вам кажется, удалось ли вашим партнерам выстроить роли?
— Более чем. Императриц играют Народные артистки РФ Любовь Дмитриевна Лушечкина (Екатерина Великая. — Прим авт.) и Татьяна Аркадьевна Каратаева (Елизавета Петровна. — Прим авт.). Мы и прежде работали в одних постановках, но близко в сценах не пересекались. Признаюсь, у меня была давняя мечта — сыграть с ними в тандеме, потому что эти актрисы многому могут научить — тем, как выстраивают свои роли и мизансцены, как репетируют, как взаимодействуют с другими артистами. И вот она сбылась. Когда только взялись за роман, я пришла посмотреть на репетиционный блок, в котором сама не была задействована. В нем встречаются Екатерина и Елизавета. Я увидела действительно царственных особ — властных, сильных, умных и хитрых, харизматичных. Такая энергетика от них шла! И вот те образы, которые мои партнерши создали, помогли мне понять, какой делать княжну Тараканову.
— Княжна реальная и литературная потерпела поражение и в любви, и в борьбе за российскую корону. Однако ей Екатерина Великая на определенных условиях предлагала свободу. Тараканова отказалась. По вашему мнению, почему?
— Я думала об этом. Ее б отпустили, если бы признала, что не царских кровей, а простолюдинка. Но ведь тогда бы исчез ореол таинственности, который она всю жизнь создавала вокруг себя. Она ничего не изменила в России, никак не повлияла на ход событий. При этом свое имя в историю вписала. И она это отлично понимала, даже будучи в заточении. И вы знаете, была бы я реальной княжной Таракановой, тоже пошла бы до конца...
Фото из архива театра