В Любытине к восстановлению памятника культурного наследия приступят не раньше сентября
Пожар в деревянном флигеле с мезонином XIX века, случившийся в ночь на 9 апреля в самом центре Любытина, конечно, не сравнится с пожаром в соборе Парижской Богоматери, который, кстати, произошёл буквально неделю спустя после огненного ЧП в посёлке. Но любытинцев гораздо сильнее трогает не французская трагедия, а их собственная — в этом флигеле, когда-то приспособленном под учебные классы школы, многие из старшего и среднего поколений жителей района учились. С ним были связаны их воспоминания детства. А кроме того, дом с мезонином подчёркивал самобытную городскую среду посёлка. Правда, сейчас он выглядит как тяжелобольной, которому срочно нужна помощь.
Повышенный ранг сложности
— Поджог устроили два-три человека, не больше, — уверен почётный гражданин Любытинского района Геннадий ГРИНЁВ, руководивший в 1970‑е годы Любытинской средней школой. — Чья-то шалость обернулась бедой для нас. Чтобы сохранить это здание, было вложено много сил и средств. На флигель были планы, а теперь они будут отодвинуты на неопределённый срок. Страшно, что у тех, кто это сделал, присутствовало полное безразличие.
Пожар, которому спасатели МЧС сначала присвоили повышенный ранг сложности, возник на втором этаже. И, скорее всего, начался он по вине человека, а не по роковому стечению обстоятельств, например, из-за неисправной проводки. На это указывает хотя бы тот факт, что здание, поскольку оно несколько лет не использовалось, было отрезано от электричества.
Огонь серьёзно повредил помещения, расположенные в юго-восточной и юго-западной частях памятника, в его левом крыле. Пострадали металлическая кровля, чердачное помещение, обрушились потолок и деревянные балки перекрытий помещений. Но всё-таки пожарным удалось отстоять здание.
Те, на чьей совести дурная затея подпалить одну из достопримечательностей Любытина, пока не найдены. Однако жители посёлка склоняются к версии, что к этому причастны подростки. Разбираться в том, со злым умыслом или от скуки они решились на этот неприглядный поступок, возможно, уже не стоит. Как говорится, Бог им судья. Сейчас важнее заняться вопросом восстановления флигеля.
Охранная грамота для флигеля
«Дом жилой для учителей церковно-приходской школы, деревянный с мезонином» — так официально называется памятник. В 1997 году ему был присвоен статус регионального значения. По иронии судьбы за пять дней до пожара на флигель приказом государственной инспекции охраны культурного наследия Новгородской области было утверждено новое охранное обязательство. Согласно документу работы по сохранению объекта были возложены на собственника здания — администрацию Любытинского района. Обязательство определяло и требования по содержанию флигеля.
Сегодня он продолжает оставаться в таком виде, в каком предстал после пожара. Окна на втором этаже полностью распахнуты. Видимо, для того, чтобы выветрить из здания запах гари. На стенах кое-где чернеют огромные пятна от огня, а разрушенная крыша не способна укрыть от дождя. Не рискует ли памятник превратиться в очередной заброшенный объект? И это в нескольких метрах от входа в любытинскую школу.
— В XIX веке к строительству флигеля была причастна супруга российского государственного деятеля Ивана Горемыкина. Ещё в советское время в нём располагались школьный музей, секции и кружки. И даже после того как школа перестала нуждаться в этом строении и больше им не распоряжалась, оно было символом посёлка. Его достоянием и гордостью, — рассказал Андрей ИВАНОВ, историк, директор краеведческого музея. — Флигель — это объект не уровня Константиновского дворца или Михайловского замка, Лувра или Эрмитажа, соответственно, и восстановительные работы не предполагают, что они будут длиться несколько лет и ограничены чересчур жёстким регламентом. Там требуется заменить доски в обшивке, некоторые брёвна. В алгоритме восстановительных работ ничего сложного нет, но тому, что диктует закон, необходимо следовать.
Жизнь «Дома с мезонином»
Понятно, что любое здание требует ремонта и ухода, оно должно использоваться людьми. И к памятникам архитектуры это тоже относится. Когда из них уходит жизнь, они больше рискуют подвергнуться вандализму. И пожар во флигеле стал подтверждением этому.
Ученики и учителя его покинули, когда дореволюционная планировка здания вступила в противоречие с современными правилами пожарной безопасности. Несколько лет назад у администрации района возникла идея переселить в здание библиотеку. Но она поддержку и одобрения со стороны населения не вызвала. Потом появилось предложение переоборудовать строение и вернуть его площади под обучение детей. Один из местных предпринимателей был готов выступить спонсором преобразований. Уже были подготовлены смета на ремонт, эскиз здания, но пожар внёс коррективы в планы.
По информации администрации Любытинского района, восстановление флигеля будет вестись за счёт средств районного бюджета. В настоящее время проходит конкурс по выбору организации, которая займётся составлением проектно-сметной документации. Сумма тендера составила 130 тыс. рублей. Участвовать в аукционе могут компании и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на реставрацию памятников истории и культуры. Кто конкретно будет работать над документацией, станет ясно через неделю, когда конкурс завершится.
Как рассказал глава Любытинского района Андрей УСТИНОВ, восстановление «Дома с мезонином» будет вестись согласно утвержденной в районе дорожной карте.
— После того как администрация получит проектно-сметную документацию, она будет направлена на согласование в государственную инспекцию охраны культурного наследия Новгородской области, — прокомментировал глава района. — К началу сентября планируем разместить закупку на восстановительные работы на сайте электронных торгов. Их сумма — 1 миллион 300 тысяч рублей, это деньги, которые уже выделены из районного бюджета. Выбор подрядчика посредством электронного аукциона будет определён в середине сентября. Рассчитываем, что к концу октября он завершит работы на флигеле.
И ещё. Как пояснил Андрей Устинов, для полного восстановления флигеля как снаружи, так и внутри будет объявлен сбор средств среди неравнодушных граждан и бизнесменов. В планах у администрации — разместить в памятнике архитектуры оснащённый компьютерным оборудованием центр дополнительного образования для детей. «Должно получиться что-то вроде мини-кванториума», — сообщил Андрей Устинов.
Алексей КУРОЧКИН, начальник инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области:
— Сразу после пожара в «Доме с мезонином» сотрудники инспекции выехали в Любытино. Они провели осмотр технического состояния объекта. Был составлен подробнейший акт. Несмотря на значительные повреждения, оставленные огнём, памятник не утрачен. Вопрос о его восстановлении находится на нашем контроле. В соответствии с федеральным законом работы по его сохранению должны проводиться при условии осуществления технического и авторского надзора. Уверен, что администрация района справится с поставленной задачей.
Здание одноклассной церковно-приходской школы было построено в 1892 году. Средства на постройку выделили министр внутренних дел Иван Логгинович Горемыкин и его жена Александра Ивановна, часть денег — местное церковное попечительство, 200 рублей — церковь. Кроме того, Горемыкины пожертвовали на строительство 5 кубических саженей камня и 302 дерева (1 кубическая сажень — примерно 9,7 кубического метра). Церковь разрешила взять 100 деревьев со своей пустоши, 225 деревьев были пожертвованы с дачи бурмистра, 200 деревьев пожертвовал Торопин, 41 дерево — князь Еникеев.
В одноэтажном деревянном здании с мезонином, кроме школы, размещались квартира для школьного учителя и детский приют, открытый в 1894 году. Каждое помещение занимало по трети строения. В мезонине ночевали дети, приходящие в школу из дальних деревень. Планировка внутренних помещений за 127 лет изменилась незначительно.