Великий Новгород и Старая Русса принимают фестиваль Достоевского
Октодрамой «Восемь» Московского театра на Таганке в среду, 6 ноября, в Великом Новгороде открылся XXIII Международный театральный фестиваль Достоевского. В Старой Руссе в этот же вечер он стартовал спектаклем «Идиот» Санкт-Петербургского Православного драматического театра «Странник».
Насыщенная программа фестиваля, в которую помимо спектаклей внесены культурные встречи и несколько социальных акций, длится восемь дней. За это время новгородцы и рушане могут оценить два десятка спектаклей от коллективов из России, Франции, Польши, Финляндии, Турции, Беларуси. Вместе с Северо-Западным и Центральным округами России на фестивальной карте появились Алтайский край и Республика Коми.
— Мы стараемся сделать так, чтобы из года в год карта фестиваля расширялась за счёт новых коллективов. Выходит своеобразная «бабочка» с центром в Великом Новгороде и Старой Руссе и размахом крыльев от Барнаула до Хельсинки, — рассказал Даниил ДОНЧЕНКО, художественный руководитель Новгородского областного театрально-концертного агентства. — За 27 лет, что прошли с первого фестиваля Достоевского в Новгороде и Старой Руссе, спектакли по творчеству классика приобрели более крупную форму. Поэтому в прошлом году из названия фестиваля ушло определение «камерный».
К примеру, театр Анкары, показывающий свой вариант «Преступления и наказания» сегодня вечером (8 ноября), привёз с собой порядка 15 тонн декораций. В постановке задействованы 42 актёра — и это самый масштабный театральный проект за всю историю фестиваля Достоевского.
— При всём техническом оснащении филармонии и театра драмы нам иногда приходится привлекать оборудование со стороны, чтобы полностью покрыть заявленный гастрольный райдер, — уточнил Донченко. — А в следующем году мы привезём в Великий Новгород балет по творчеству Достоевского и хоровой спектакль по его произведениям. В 2021 году мы будем стараться сделать так, чтобы сюда приехали спектакли с «Золотой маски», посвященной Достоевскому. Во всём мире люди вкладываются в Достоевского, потому что он востребован у публики. А у нас есть уникальная возможность увидеть, как понимают текст классика в разных точках Земли.
В том, что наследие писателя активно интерпретируется, сомневаться не приходится. К примеру, в программе фестиваля заявлены два хореографических спектакля, в которых тексты Фёдора Михайловича переданы через пластику тела. А на площадке Музея романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе Московский драматический театр имени Есенина поставит спектакль-путешествие по роману «Идиот», в котором герои и зрители окажутся по одну сторону сцены. Экзистенциальная драма, трагикомедия, фантасмагория любви — всё это укладывается в одну ноябрьскую фестивальную неделю на Новгородчине.
Стать её участником — лучшее, что можно сделать в такой ситуации.