В Новгородском музее-заповеднике появилась эмалевая иконка с отсылкой к рафаэлевской Мадонне
Этой осенью в Новгородском музее-заповеднике появилась эмалевая икона конца XVIII века с сюжетом картины Рафаэля. Работа повторяет одну из самых известных композиций мастера «Мадонна в кресле», или «Мадонна дела Седия», которая находится на экспозиции галереи Питти во Флоренции.
Как рассказали в музее, комплектование фондов ведётся систематически. В разные периоды времени с разной активностью.
В среднем в год музей принимает больше 4000 предметов — это огромный массив, который пополняет коллекции. Среди предметов есть дары, есть передачи, есть и закупки.
Подвесная иконка с образом «Богоматери трёх радостей» в металлической оправе была куплена в октябре. Предварительная датировка предмета: конец XVIII — начало XIX века. Техника исполнения — живописная или расписная эмаль на меди — довольно редкая и появилась только в XVIII столетии.
По словам эксперта музея-заповедника Натальи ГОРМИНОЙ, предмет поступил из частной коллекции, которая уже не единожды пополняла фонды. Предположительно, центром изготовления эмалевой иконы является одна из мастерских Ростова Великого, по сей день славящегося своими фабриками финифти. Икона представляет интерес редкой иконографией, а также сохранностью эмали.
— С одной стороны, эмаль хранится очень хорошо, в отличие от дерева или живописи, с другой, это очень хрупкий материал. Редко бывает, когда старинная вещь, украшенная эмалью, имеет стопроцентную сохранность. На иконке утрата эмали небольшая, — уточнила Наталья Гормина. — В первую очередь нас заинтересовал сюжет. У нас в коллекциях не было представлено ни одного предмета с таким сюжетом.
По словам эксперта, повторить работу Рафаэля в эмали достаточно сложно: если в живописи можно что-то исправить, то техника эмали такой возможности не даёт. Поскольку после нанесения новых деталей вещь подвергается обжигу. Их количество может доходить до двух десятков.
К слову, сама техника расписной живописной эмали в России появилась достаточно поздно: только в XVIII веке благодаря любознательности императора Петра I. Именно ему после визита за границу пришла идея обучать технике российских художников.
Сам путь сюжета картины Рафаэля в Россию тоже интересен. Так, в XVIII веке один из художников из состоятельной семьи был направлен в Италию для обучения живописи, где и сделал список Мадонны, после чего привёз его в Россию. Это произошло через 200 лет после написания картины Рафаэлем. Списанная икона находилась в Москве, в церкви Живоначальной Троицы на Покровке. После чуда, совершённого при молении около неё, икона обрела популярность. Число копий начало расти. Так, к примеру, икона с таким сюжетом хранится и в «Ясной Поляне». С ней отец Льва Толстого участвовал в войне и вернулся живым. Одной из таких копий и стала иконка, ныне приобретённая Новгородским музеем-заповедником.
Ещё одно из последних особенных поступлений в музей — яйцо-складень «Пасхальное», исполненное из высокопробного серебра. Предмет был преподнесён музею в качестве дара автором, ювелиром Владимиром Михайловым в рамках кинофестиваля «Вече».
Владимир Анатольевич, которого называют «новый Фаберже», работает в традициях мелкой пластики древних новгородских мастеров XII–XIII веков. Мастер родился в Боровичах, живёт в Новгородской области. С 2004 года он создает коллекцию изделий, среди которых образы самых почитаемых в России чудотворных икон, крестов, складней. Работы Михайлова представлены в музеях и частных коллекциях России и других стран.
Яйцо «Пасхальное» хранители зовут изящной сказочной игрушкой: створки яйца раскрываются одна за другой, демонстрируя лики святых.
— Сначала Иисус Христос, затем Богоматерь, Иоанн Предтеча и праздники, начиная от Рождества Богородицы до Благовещения и затем все двунадесятые, — пояснила Наталья Гормина задумку мастера.
Теги: Великий Новгород, музей-заповедник