Два дома солистки народного хора Татьяны Елагиной
В воскресенье «золотой голос Ямской Слободы» — Татьяна ЕЛАГИНА принимала поздравления с днём рождения. И дата уважаемая, и сама юбилярша.
«Вы угощайтесь», — и я угощался вкусным творожным Татьяны Александровны печеньем, понятия не имея, что зашёл в Ямской СДК накануне её... А не скажу про скольлетие. Прабабушка она молодая, у многих в её годы — только внуки ещё.
Дом культуры для неё как второй дом. С детства так было: мама работала при клубе, и Татьяна часто там бывала. Подросла, стала петь в совхозном хоре. Под управлением Юрия Воропаева — вот был баянист от Бога.
«Хорошие места на конкурсах занимали, — говорит Татьяна Александровна. — О-о-о-х!».
«А почему «ох?» — спрашиваю.
«Так помоложе были», — отвечает.
Когда-то в совхозе «Крестецкий» она «дирижировала» профсоюзом. А потом вместе с социализмом и коллективное пение будто вышло из моды. Но ненадолго. Так же нельзя! Вот уже больше десятка лет Елагина поёт в хоре «Холовчанка».
— В чём у нас фишечка, — просвещает меня заведующая Ямским СДК Лариса КРЮЧЕК, — поём а капелла, в репертуаре много песен родного края. Продолжаем традицию Мокроостровского хора. Известный когда-то был коллектив, в столице выступал.
Деревня Мокрый Остров существует и ныне. Всего несколько километров от райцентра — что с ней сделалось бы? Да ничего, только дачники на старинные песни не горазды.
«Горит дом, горит два, горит деревня Стуковья...» — вот вам мокроостровский песенный пример. На последнем фестивале в Витославлицах «холовчанки» исполняли это вместе с... индусами. Наши пели, а те в барабаны свои били. Поэтому пелось быстрее обычного. Да, весёленькая история. А деревня-то, между прочим, горит!
«Так тут не про пожар, — объясняют мне. — Слушайте: «Да ты останься один мово милого овин». «Один овин от всей деревни?» — продолжаю сомневаться в благополучном исходе. Нет, практически хеппи-энд: «Буду кашу варить и Ванюшку кормить».
«А вам чего? — спрашивают. — Не попсы ли?». И будто сговорившись, затягивают: «Одинокая ветка сирени...».
«Ой, как я это не переваривала, — вздыхает Лариса Петровна. — Но Таня с Галей Соломиной так хорошо её пели, что и я втянулась».
«Насчёт частушек-то как?» — интересуюсь на «вдруг». Татьяна Александровна не заставляет себя упрашивать:
«Мой милёнок сини брючки
И такой же пиджачок.
Позвала его другая —
Побежал, как дурачок».
И что, были случаи?
«У меня — нет, — смеётся. — Как замуж вышла, так раз и на всю жизнь. Просто я частушек мало знаю. Они мне и не запоминаются — не моё. Я сперва мелодию запоминаю, если нравится, потом уж слова».
Хор как отдушина. Вместе хорошо и на сцене, и за столом. Очень жаль, что пандемия разогнала по домам. Так и потеряться можно. Тем более в Крестцах. И Татьяна Александровна с Ларисой Петровной дружно начинают меня уверять, что в посёлочке можно годами своих знакомых не встречать. Я делаю вид, что верю.
Но следующая тема окончательно запутала, как крестецкий перекрёсток: «Тань, расскажи, как к палочкам-то пришла!». Глядя на печенье, я никак не мог взять в толк, зачем, когда готовишь, на спицу его накручивать? А речь-то — не о печенье, а о плетёном подносе, в котором оно лежало. Не знаешь, так и не догадаешься, что материал для плетения — бумага, газеты. Из них-то и крутят «палочки».
«Это меня подруга с Заречной сагитировала на занятия пойти, — вспоминает Татьяна Александровна. — Я думала, не получится. Нет, сразу пошло. Не потому же, что моим первым изделием была бутылка».
Мне как журналисту, конечно, стало интересно, сколько газет уходит на одну бутылку.
«Подождите, сейчас посчитаю. Так, примерно 200 трубочек 30-сантиметровых понадобятся. Газет 30, наверное».
На заказ она ничего не делает. Дарит свои корзиночки, вазочки и прочие изделия родственникам и друзьям. Вот Ямской СДК, кажется, задаренный уже.
Палочки — это ещё и про ходьбу. Скандинавскую. С подругами. И строго по курсу: от Заречной к Еврейке — там горка с кладбищем. К весне, наверное, опять спросят: «Тань, ты когда посевную площадь сократишь?». А вот не готова оставить огород. Надо же чем-то заниматься. Нагуляв за зиму спортивную форму опять же.
«Куда бежишь, тропинка милая, куда зовёшь, куда ведёшь...» — затягивает Татьяна Александровна.
Голос — красивый, русский и по-прежнему молодой. Хочется пожелать крестецкой певунье, чтобы её тропинка бежала и бежала.
Теги: Крестцы, Ямская слобода