На новой площадке труппа театра драмы имени Достоевского не только продолжает насыщенную творческую жизнь, но и открывает положительные моменты переезда
О том, что театр начинается с вешалки, знает каждый культурный человек. А вот что бывает, когда и труппа, и вешалки, и всё огромное хозяйство театра должны сняться с привычного места и на длительный срок покинуть насиженное гнездо, известно далеко не многим.
Новгородскому театру драмы имени Достоевского, равно как и его преданным зрителям, нынче выпало на себе испытать, что значит большой переезд прямо в середине творческого сезона. На время первой в истории масштабной реконструкции здания театра все производственные цеха — столярный, осветительский, пошивочный, бутафория — и, конечно, труппа покинули привычный адрес.
Сценой для театра стала площадка Новгородской областной филармонии имени Аренского. А вот цеха разместились на свободных площадях завода «Спектр». Здесь же, на заводе, частично идёт репетиционный процесс.
В грандиозном переезде приятное удивление вызывают два момента. Во-первых, кипучая жизнь в театре не остановилась. На сцене филармонии уже состоялась первая премьера — спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» по пьесе Островского, а на 19 мая запланирован ещё один дебютный показ. А во-вторых, на новой территории служители театра сумели устроиться максимально быстро и комфортно.
Про любовь
Спектакль «Роман с контрабасом» по мотивам произведений Чехова, премьера которого состоится 19 мая, — это финальный этап проекта «Игры в классиков», запущенного Новгородским областным театрально-концертным агентством год назад. Тогда в ходе онлайн-голосования в социальной сети впервые в Великом Новгороде зрители выбрали из нескольких имен классиков мировой литературы автора, чьё произведение они хотят увидеть на сцене. Победил Антон Павлович. При этом «Роман с контрабасом» вместит сразу несколько рассказов мастера и его же «Чайку».
По словам приглашённого режиссёра Оксаны ПОЛОВИНКИНОЙ, руководителя белгородского молодёжного театра «Спичка», основным мотивом новой постановки станет любовь.
— Ни про что иное я ставить не умею, может быть, когда-нибудь научусь, — признаётся Оксана. — Это самое главное чувство, которое должно людей объединять, в том числе в театральном пространстве. Потому что это чувство, в которое можно верить, которым можно жить.
Новгородскому зрителю режиссёр предложила идею «приключений любви», разворачивающихся в дачный сезон на озере, где герои из разных рассказов Чехова встречаются, влюбляются, расстаются.
Как рассказали в театре, в специально созданной пьесе «Роман с контрабасом» чеховские «Дачники», «Рыбья любовь», «Жених и папенька» и другие короткие рассказы «столкнутся» с «Чайкой». Именно в интонации ранних произведений писателя режиссер увидела мотивы и характеры, которые позднее раскрылись в его драматургии.
Вместе с темой любви Оксана Половинкина разрабатывает в спектакле и тему творчества. Из каких наблюдений за случаями, нелепостями, страданиями человека рождается писатель? Как поиски счастья и неудачи в любви формируют особый взгляд на мир, который воплощается в бессмертных книгах? «Отвечая на эти вопросы, сам Антон Павлович непременно появится в спектакле неожиданным образом», — обещают в театре.
— Нам хочется подарить зрителю хорошие эмоции. Но вместе с тем и глубину этого автора. Исследовать её и преподнести в лучшем виде, — пояснила Оксана. — Сначала мы с актёрами разбирались в Чехове сами. Потому что всегда любой театр и актер задаётся вопросами: «А что же такое Чехов?» и как это — «играть по Чехову?». На старте наша задача была создать в своём коллективе благоприятную атмосферу, чтобы артисты слышали и понимали друг друга, чтобы в каждом из нас в плодородную почву упало зерно Чехова.
Близкий Чехов
К слову, к работе и репетиционному процессу в стенах завода приглашённый режиссёр отнеслась более чем спокойно: за 10 лет в профессии Оксана делала спектакли на улицах, лестничных клетках, в помещениях, не предназначенных для «театральных опытов».
— Для меня как раз менее исследованная практика — это работа на большой сцене. Потому что большое пространство предполагает другие мизансцены, другое общение, — пояснила Оксана.
Всех деталей премьеры театр, конечно, не раскрывает, но атмосферой, которую с увлечением создаёт коллектив, делится. Над ощущением летней рыбалки на озере трудится художник, преподаватель ГИТИСа Алексей Трефилов. Эксцентричные и лиричные события будут нарушать тишину и покой театрального озера.
При этом дизайн костюмов призван удивить зрителей. Не стремясь воссоздать какую-либо конкретную эпоху, авторы спектакля решили отразить стиль и характер каждого персонажа индивидуально. Калейдоскоп фасонов и необычных аксессуаров передаёт вечность чувств и состояний, которые сопровождают человеческую жизнь.
— Любой персонаж Чехова очень близок нам. Я не думаю, что надо показывать зазор между нами и героями того времени. Я думаю, надо показать, что между нами близкое и сходное — они такие же люди, как и мы: так же страдают, так же влюблены, — пояснил Алексей ТРЕФИЛОВ.
Жизнь гардероба
Пока репетиции идут своим чередом, сотрудники театра с особым, понятным удовольствием рассказывают о помещении, в котором разместились костюмы театра: богатейшее наследие, насчитывающее 10 000 единиц хранения.
Обширный гардероб расположился на площади в 250 квадратных метров. В отдельном помещении хранятся костюмы спектаклей, идущих в сезоне. Остальной гардероб «отдыхает» в идеальном порядке в комфортных условиях: на просторных вешалах в специально затемнённой комнате. Шторы — защиту от солнечных лучей — предусмотрели костюмеры. Со сваркой вешал помог новгородский скульптор Вячеслав Смирнов.
Как рассказала Екатерина ЧАЗОВА, главный художник Новгородского театра драмы имени Достоевского, именно для переезда костюмеров и их хозяйства пришлось решить, пожалуй, наибольшее число мелких логистических задач. Так, для театральных туалетов было сшито около 200 чехлов. Их перевозила отдельная бригада грузчиков. Но результат того стоил: если в здании театра костюмы были «разбросаны» в разных помещениях, то на «Спектре» их удалось собрать вместе.
Сейчас весь гардероб хранится в образцовом порядке и представляет собой удивительное зрелище — впору водить отдельные экскурсии. И такую идею в театре рассматривают. Завзятым театралам будет тем более интересно узнавать наряды полюбившихся героев спектаклей.
— Переезд выглядел как две недели бесконечного движения фур. Помимо тысяч костюмов у нас 5000 единиц реквизита: обувь, головные уборы, аксессуары. Сохранить и классифицировать всё это было сложно, но мы справились. По секрету, наш выбор пал на «Спектр» именно после того, как мы поняли, что здесь можно разместиться с комфортом, — рассказала Екатерина Чазова.
Теги: театр драмы, Великий Новгород, культура