Воскресенье, 14 апреля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

Воспоминания старого портрета

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Подготовка к постановке спектакля началась ещё в 2023 году. В октябре заведующая музеем Евгения Дронникова, автор проекта Алексей Ведяничев и художник Кирилл Волков приезжали в Гверстянку, чтобы «привязать» сценарий к историческим интерьерам.

Фото: Светланы ИВАНОВОЙ

О тайнах «английского замка на Мсте» расскажут боровичанам его обитатели

Осталось чуть-чуть — подогнать костюмы, подучить роли и — добро пожаловать в усадьбу Гверстянка. В тот самый замок с историями. На спектакль «Огнеупорный король».

Название рабочее. Как комбинат огнеупоров, основанный Константином Вахтером. Вахтер был последним владельцем Гверстянки. После него ею распоряжался народ. Теперь — комбинат (АО). Но первым хозяином неоготического замка был тот, кто его построил, — помещик Сергей Неклюдов, большой поклонник всего английского.

В общем, спектакль — это реальное прошлое, реальные персонажи. Ну, почти так. И ещё он — иммерсивный. Сценой станет вся усадьба, действие по ходу пьесы будет перемещаться из помещения в помещение. И публика (а куда ей деваться?) вместе с ним. Причём зрители будут не просто гулять, нося с собою аплодисменты. Они вполне могут зайти и в саму пьесу. С какой-нибудь репликой, допустим.

Пять частей, десять ролей. Все актёры — свои, боровичские. Как и создатели спектакля — художник-постановщик Кирилл Волков и сценарист и режиссёр Алексей Ведяничев.

Любовь…

Краткое содержание всех «серий». В вольном пересказе услышанного от режиссёра, а по совместительству — руководителя проектного офиса Боровичского Дома народного творчества Ведяничева. Но с разрешения самого Алексея Николаевича. 

Первая сцена — монументально-парадная. Вахтер собирается ехать на открытие моста Белелюбского. Хотя, скорее, не собирается. Ведь мост, каким бы замечательным он ни был, — детище боровичского главы Шульгина. А с Матвеем Яковлевичем у Константина Логиновича не всё просто. Нет, пусть сын пойдёт на открытие, этого хватит. Но приходит телеграмма о награде от Государя — ордене Святого Владимира. Это меняет дело.

Вторая сцена — любовно-романтическая. Участвуют дочь Вахтера Елена и её жених Яссе Андроников, из рода грузинских царей. Сестра милосердия и оказавшийся в Боровичах в лазарете офицер. К слову, из «Дикой дивизии». Он предстаёт перед нею в костюме чумного доктора и папахе. Не лучший способ объясниться в любви? Но она ему дарит коня. И надежду на счастье. Со стены на молодых людей взирает принц Ольденбургский — покровитель тыла и железной дороги в Боровичах. Суть — в деталях.

Третья сцена — рукодельная. Представляет собою собирательный образ женщин из семей Неклюдовых и Вахтеров. Отражает глубокий внутренний мир дам из благородных семей и их склонность к непраздному времяпрепровождению.

до гроба

Четвёртая сцена — «Неклюдов во гробех». Сергей Петрович, будучи человеком основательным, заблаговременно выбрал себе место на кладбище и заказал гроб из красного дерева. После чего жил так долго, что гроб совершенно рассохся, придя в негодность. Однажды, ввиду приезда гостей, их служанку отправили почивать в помещение, где и стоял гроб. Среди ночи она почему-то проснулась. А с гроба почему-то спала ткань, которой он был накрыт. Бедная женщина сильно испугалась, решив, что её по непонятной причине положили спать рядом с покойником. «Это же мой гроб, да как она смеет?!» — справедливо возмущался Сергей Петрович. 

И путёвка в жизнь

Пятая сцена — про III Интернационал. Дело в том, что после революции в замке размещалась колония для беспризорников, имевшая «интернациональное» название. Автор сценария честно признаёт, что фактического материала про данный период в истории замка — не густо. В связи с чем в канву повествования им введён граф Замазкин — персонаж известного советского фильма «Республика ШКИД». Граф совместно с сорванцами, обворовав колонию, надумал бежать. И что же там можно было стащить? «Да что угодно! — отвечает режиссёр-сценарист. — Хотя бы примус». Ведяничев показывает «краденый» примус. Однако граф Замазкин напоследок решает проверить легенду о сокровищах в подземелье замка. За увлечённым поиском их и застаёт чекист, начальник колонии. Настоящий педагог, практически Макаренко. После чего разворачивается блестящая воспитательная работа: «В чём твоя мечта, граф Замазкин?» — «Украсть у вас красную скатёрку и скостромить себе рубаху. Шик? Шик». «Нет, — покачал головой чекист. — А другая мечта — высокая?» Следует оптимистический финал: граф Замазкин получает путёвку в жизнь. На «Красный керамик». Там будет всё. И красная рубаха.

По спирали

В июне 2021 года в «НВ» был опубликован материал «Легенды старого замка». О том, как постепенно Гверстянка обрастает уже не только легендами. На самом деле возникает нечто вроде родословной усадьбы, её история в лицах. И Ирина Столбова, тогда заведующая музеем истории города Боровичи и Боровичского края, говорила нам о будущей экспозиции «Портреты заговорили». Такая экспозиция действительно существует. И именно ею теперь подсказана идея спектакля. Почему бы им в самом деле не заговорить? 

Почему бы боровичанам не погрузиться в свою историю ещё и посредством театра? И не встретиться вновь с теми, кого заново открыла им Гверстянка?

И это уже была идея замглавы района Ольги Рыбаковой.

Специальный гость

«Я здесь был пятнадцать лет назад, как всё изменилось!», — скажет в самом начале спектакля Марк Андроников, правнук Яссе Андроникова. Он выйдет к зрителям в коже, как байкер. Пусть не сам, а актёр, играющий его. Заодно и Яссе, и чекиста (тоже в коже). Странное дело, ведь Яссе Андроников сгинул на Соловках. Впрочем, тот чекист, что в «Огнеупорном короле», — это хороший чекист. Не карает, а врачует.

Настоящий Марк Андроников — доктор медицины, врач (более двух десятилетий возглавляет отделение скорой помощи в парижском предместье Кламар), священник (служит в парижском кафедральном соборе Трёх святителей), общественный деятель (возглавляет ассоциацию «Русские больницы во Франции»).

В ноябре прошлого года в «Литературной газете» было опубликовано интервью с ним — «французским врачом, грузинским князем, православным священником, русской душой».

О том, что обязательно надо сделать: «После окончания СВО я собираюсь отправиться на Донбасс, чтобы передать оставшиеся в нашей ассоциации средства либо больнице, либо церкви или монастырю, которые пострадали во время военных действий».

О великой русской литературе: «…в каждом из нас есть что-то от Алёши, Ивана и Дмитрия Карамазовых, которые представляют разные архетипы русского человека. Все мы Карамазовы. Французы этого не понимают».

О зависти и страхе: «Русофобия существует в определённых кругах — в Еврокомиссии, в западных правительствах, в средствах массовой информации и, конечно, в Константинопольском Патриархате. Такая русофобия может быть частью нынешней «политкорректности» или стать результатом зависти и страха перед величием России. Что же касается простых людей, головы которых не заморочены пропагандой, антироссийских настроений среди них нет».

Марк Константинович, к сожалению, присутствовать на премьере в Боровичах не сможет. Не в последнюю очередь из-за проблем, которые возникли для граждан по причине ухудшившихся межгосударственных отношений. Он пришлёт видеообращение. И подарит икону, предназначенную для Гверстянки. Икона уже заказана.

Теги: Боровичи, усадьба, Гверстянка

РЕКЛАМА

Еще статьи

На концерте ко дню рождения Сергея Рахманинова прозвучали его произведения.

Здесь хорошо!

Культурно-просветительская программа архитектурно-паркового ансамбля музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Онег» стартовала в ...

03.04.2024 | Культура

В 1922 году Аполлинарий Васнецов издал серию автолитографий «Древняя Москва».

Неизвестная столица

Видами древней Москвы в исполнении Аполлинария Васнецова можно полюбоваться на выставке в Новгородском кремле

03.04.2024 | Культура

Музыкальную комедию по мотивам повести Александра Пушкина «Барышня-крестьянка» театр драмы имени Достоевского покажет на сцене Новгородской филармонии 23 марта.

Нас возвышающий обман

Накануне Дня театра, который празднуется 27 марта, зрителям представят новгородскую версию пушкинской «Барышни-крестьянки»

20.03.2024 | Культура

На выставке Сании Слюсаревской представлены две чердачные картины: одна, как она объяснила, про внутренний диалог, вторая — про места, которые она считает своим домом.

«Полезем вместе на чердак»

Художник Сания Слюсаревская никогда не продумывает сюжеты картин заранее, они всегда рождаются в процессе работы.

20.03.2024 | Культура

Борис Непомнящий: «Самая большая награда для художника — оказаться востребованным в музеях».

Опискин вышел!

У нас появилось ещё одно село — Степанчиково

13.03.2024 | Культура

Новгород занимает особое место в творчестве Анатолия Васильева.

Акварель и серебро

Какой получится выставка, если на ней соединить изобразительное и ювелирное искусство?

13.03.2024 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 10.04.2024 года