Что нужно сделать, чтобы на 30 секунд попасть в кинокадр?
Киносъёмками Великий Новгород уже не удивишь. Особенно в сезон. Микроавтобусы, навесы, софиты, хлопушки мелькают то в одной части города, то в другой. Новгородцы привыкли не глазеть. Они нередко сами записываются в массовку, а потом признаются: «Затянуло!» И пока на телеканалах выходят кино и сериалы, в которых угадываются знакомые улочки и лица, в Великом Новгороде появляется своя актёрская база для участия в массовке, групповке и эпизодах.
В чём разница, «НВ» рассказала профессиональная актриса и агент по подбору эпизодических ролей, новгородка Анастасия ЦЫБУЛЬСКАЯ. А ещё поделилась информацией о том, сколько актёров живёт в Великом Новгороде, для чего есть лук перед камерой и зачем ходить в бар с грязью под ногтями.
— Анастасия, мне кажется, что для непосвящённых вы — классический боец невидимого фронта! В чём заключается ваша работа?
— Официально моя работа началась в середине июля этого года в кинокомпании «Зебра». В тот момент, когда меня утверждали в должности, я ехала в поезде из Воронежа в Великий Новгород. И на крупных станциях, когда был Интернет, просила актёров прислать пробы, в свою очередь утверждала кандидатуры. Такое боевое крещение. Пришлось вести сразу четыре кинопроекта: «Позовите Ермолова», «Встреча на встречке», «Женщина с котом и детективом». И ещё «Защитная реакция».
— Ваша зона ответственности — подбор актёров для эпизодов. Что это значит?
— Разделим всех, кого мы видим в кино, на пласты. Нижний слой — это массовка: те, кто без слов мелькает в кадре. Далее групповка: среди них возможны крупные планы, чаще всего слов нет, но может быть и фраза. Затем идут эпизодники — они могут вести диалог. Роль бывает эпизодической, но очень важной. Затем второстепенные актёры и главные роли. В общем, мои подопечные — это эпизодники: большая, шумная, необходимая в кинопроцессе команда.
— Из кого вы ведёте набор эпизодников?
— Чаще всего это новгородские профессиональные актёры: труппы театра драмы, «Малого», уличного театра «Садко». Кто-то, имея театральное образование, сейчас на сцену не выходит, работает в других, возможно, смежных сферах. Я собираю их по крупицам, тщательно составляю список. Думаю, моя картотека актёров — самая большая.
— Она насчитывает...
— …около сотни человек. Я знаю их занятость, как составлено их рабочее расписание, с какими запросами к ним можно обратиться.
— А сколько эпизодников может понадобиться для одного проекта?
— Всё зависит от проекта и его масштаба, разумеется. Вот, например, несколько сезонов сериала «Стряпуха». На 3-й и 4-й сезоны, над которыми мы работаем прямо сейчас, нужно порядка 60 эпизодников. При условии, что использовать одно лицо несколько раз нельзя, получается, что действовать приходится очень взвешенно и обдуманно. Иначе говоря, не сорить актёрами.
— Неужели для съёмок в эпизоде действительно так важно актёрское образование, со стороны кажется, что сказать пару фраз может буквально каждый?
— Всё это кажется до тех пор, пока на тебя не нацелены камеры и взгляды людей. Абсолютное большинство новичков в такой ситуации тут же начнут «играть» и выглядеть это будет неуместно. А вот естественно произнести свой текст, провести в кадре положенные 30 секунд смогут профессионалы.
— И только профессионалы?
— Практика показывает, что нет. Не только! Случаются и другие примеры. Совсем недавно на съёмках «Стряпухи» был исключительный момент. По сценарию нам нужна женщина, которая будет в кадре отрешённо и меланхолично есть лук и смотреть в одну точку. Она не совсем в себе. И режиссёр сообщает, что на эту роль нам нужен не обычный человек, а профессиональный актёр. С пустотою в глазах. Мы долго обсуждали этот момент, и в итоге я нашла женщину без профильного образования, но с задачей она справилась отлично.
— Ела лук молча и красиво?
— Да. Очень натурально. При том что в присланных самопробах кто-то только делал вид, что ест. А я сразу уточняла: на площадке его придётся именно ЕСТЬ. Потому что это будет крупный план, на яблоко заменить не получится, обмануть — тоже. В итоге утверждённой женщине специально покупали аптечку, потому что после такого перекуса у неё начиналась изжога. На площадке приходится учитывать ещё не такие нюансы.
— Всё это можно и нужно предусмотреть заранее?
— Нужно постараться. Поэтому беседы в наших рабочих чатах идут 24 на 7. То же самое в диалогах с потенциальными эпизодниками. В среднем я получаю и отсматриваю 40 видео в день. По семь проб на одну роль. Всё, что не утверждено, отправляется в архив, потому что наверняка пригодится в следующий раз.
— А если человек на роль так и не найден, это ваша зона ответственности?
— Моя. Простой пример: вот я создаю беседы в соцсети для эпизодников. В женской — 518 человек, а в мужской — 144… Но я уже достаточно времени нахожусь в профессии, чтобы понять, что нужный человек найдётся всегда. Просто надо в это верить и делать всё возможное. У меня бывали ситуации, когда я в 13 часов утверждала актёра, а в 17 он уже был на съёмочной площадке.
— А промахи были?
— Были! Случалось, что актёр утверждён на роль, он в себе уверен, я в нём уверена, режиссёр уверен, но перед камерой он впадает в ступор. Просто белый лист.
— Почему так происходило?
— Сложно сказать, но именно поэтому всем эпизодникам, независимо от их опыта, я очень советую быть в актерской форме, для этого я раз в месяц провожу мастер-классы «Самопробы. Практика», которые специально построены для людей без профобразования. Там не только практика, но и тренинги на раскрепощение перед камерой, упражнения по сценической речи, лекция «Как понять из кусочка сценария, в каком характере записывать пробу?» и много других полезных советов и тем, кто хочет попасть в мир кино, и тем, кто поддерживает свою актерскую форму, будучи не первый раз в кадре. После этого мастер-класса люди понимают, как избежать «игры на камеру» и как органично существовать в сцене.
— А самый главный страх эпизодника — камера?
— Самый главный страх — что тебя не утвердят. И страх этот, к слову, абсолютно необоснованный. О чём я тоже рассказываю. Ведь чаще всего всё упирается в видение режиссёра. Как он представляет того или иного персонажа и людей, которые его окружают. То есть «не утверждён» — это не претензия к тебе, а вопрос случая и проекта.
— Выходит, для того чтобы промелькнуть в кадре 20–30 секунд, нужно приложить массу различных усилий?
— Да, так строится кино!
— А вы, человек с профессиональным актёрским образованием, почему решили остаться по эту сторону экрана?
— Как эпизодница я отыграла уже в 13 фильмах и, конечно, хочу расти дальше. Хотя иногда бывают такие эпизоды, которыми не грех и похвастаться. Этим летом в Великом Новгороде снимался фильм «Искупление» Константина Еронина. В главных ролях Сергей Безруков, Виктор Сухоруков, Никита Кологривый. У меня в нём тоже была небольшая роль. От всех участников проекта требовались некоторые жертвы. Под ногти нам ввели краску, чтобы они стали грязными, голову попросили не мыть, зубы зачернили. В общем, выглядели все достойно. А мне на следующий день, сразу после съёмок нужно было найти актёра, который исполнит роль бармена в одном из наших проектов. Я решила, что проще научить бармена органично существовать в кадре, чем актёра — профессионально смешивать коктейли. Пошла в ближайший бар — объяснять, в чём суть. Но по глазам вижу, что мне не верят и вообще пытаются выпроводить. Я им ещё раз: «Я агент по подбору актёров…» А они: «Девушка, заказывать ничего не будете — уходите!» Тогда я показала фотографии со съёмочной площадки. Со звёздами. В общем, бармена мне нашли. И ему очень понравилось сниматься в кино.
Теги: кино, Великий Новгород