Пятница, 05 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Василий Дубовский

«Я вижу Твой крест…»

В храме, закрытом в 1920-е годы, прозвучали молитвы и открылась выставка

Служить искусству – значит, служить Богу. Сергей Антонов и владыка Лев в день открытия выставки.

Служить искусству – значит, служить Богу. Сергей Антонов и владыка Лев в день открытия выставки.

Фото: предоставлены НГОМЗ

До сих пор церковь Св. Прокопия Кесарийского новгородцы видели лишь снаружи. Более 100 лет маленький храм, датируемый 1529 годом, примостившийся на «окраине» Ярославова дворища (по улице Никольской), использовался под хозяйственные нужды. В 2023-2024 годах он был отреставрирован в рамках национального проекта «Культура».

И вот под сводами храма звучит: «Святый великомучениче Прокопие, моли Бога о нас». А внутреннее пространство заполнено экспозицией «ДЕВА, ДРЕВО И СМЕРТЬ. И СНОВА ЖИЗНЬ. Евангельские образы Сергея Антонова».

Прокопий (до мученичества Неаний) Кесарийский был знатным римлянином, назначенным проконсулом для гонений на христиан. Однако ему явился Спаситель, после чего он обратился в христианство. Сам Христос в темнице крестил римлянина под именем Прокопий. Святой претерпел жестокие пытки и казнь мечом, но не отрёкся от веры.

21 июля — день памяти великомученика. А 18-го числа православные вспоминали обретение честных мощей святого Сергия Радонежского. В тот день автор экспозиции был на молитве в новгородском храме преподобного Сергия.

Сергей Сергеевич Антонов — большой мастер. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, музее «Новый Иерусалим», в московских храмах. Но точно так же его произведения можно увидеть и в Италии, в Париже, на Святой горе Афон. И, несмотря на известность, этот приезд в Великий Новгород стал для него знаковым. Как Прокопьевский храм был открыт впервые после очень долгого перерыва, так для художника — это первая монографическая выставка и первая в храме.

— Когда храм открывает своё пространство для современного искусства — это само по себе редкость, — заметил он.

Скульптор был немногословен:

— Скажу только, что все работы, которые здесь представлены, я делал по одной простой причине: мне это самому было интересно.

«Мастер, не воспроизводя буквально и не имитируя традицию, передаёт евангельскую красоту и жертву». Фото предоставлены НГОМЗ

Словом, автор щедро делится с публикой пространством для рассуждений и оценок. Напомнив, что выставка в церкви современных работ из дерева, камня, старого металла и кованых гвоздей — инициатива генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергея БРЮНА.

— И ответственность тоже, — дополнил скульптора гендиректор.

Чем так привлекает Сергея Павловича искусство Сергея Сергеевича? Тем, как мастер, не воспроизводя буквально и не имитируя традицию, передаёт евангельскую красоту и жертву. Как в этом распятии, будто парящем в воздухе, непохожем на строгий канон, но от этого не перестающем быть символом спасения, устремлённым ввысь. Отсюда и название выставки, взятое из текстов святителя Иоанна Златоуста, где он говорит о пути человечества от смерти к спасению: через Деву (праматерь Еву и Пречистую Деву Марию), через Древо (познания и Голгофского Креста), через Смерть (привнесённую Адамом и побеждённую Христом).

— Современное искусство обязано свидетельствовать о Христе! — как не воскликнуть это, стоя рядом с произведением Антонова?

По словам Сергея Брюна, ещё на стадии реставрации возникла мысль, что церковь Прокопия должна стать ставротекой — храмом-хранилищем. Не складом, Боже упаси к этому вернуться. А вместилищем христианского искусства — актуального, непровокативного, глубокого. В сочетании евангельских образов Антонова и открывшейся ранее в церкви Успения на Торгу (XII в.) экспозиции «Во здравие и спасение», посвященной средневековым новгородским каменным крестам, он видит «прекрасную перекличку» времён.

Кресты — «корабль», «цветок», «птица»… Распятия, Деисус, сцены Рождества и Входа Господнего в Иерусалим, Снятия с Креста, Лествица Иаковлева. Образ Богоматери, где, собственно, сам образ создан из… подков. Вот так сложилось. «Мне подумалось, что это будет интересно», — я уже представляю, что мог бы услышать от Сергея Сергеевича вместо подробностей. Или нет, тут ещё и дело настроения?

— А вот этот металл я привёз с Афона, — показывал Антонов. — Восемь килограммов, никому там не нужных.

— И как вам удалось?

— С Божьей помощью. Даже в аэропорту не зазвенело!

Следующий экспонат скульптор создал за день до выставки, не выходя из кабинета гендиректора музея. Из «чурбачка» X века и «поздних гвоздей» Антониева монастыря.

Стул из распиленной бочки — не вчерашнего дня работа, конечно. Опять же — оригинально, красиво и…

— Удобно! — митрополит Новгородский и Старорусский Лев лично оценил посадку.

С автором владыка, как оказалось, познакомился ещё до открытия выставки — в Сергиевой церкви.

— Это первый каменный храм на Руси, построенный в честь преподобного Сергия, — напомнил он. — Дважды в году мы там служим. Получается, что он служит и нам, и искусству.

Елена ХАРЛАМОВА,

глава департамента музеев и поддержки циркового искусства Министерства культуры РФ:

— Сейчас интерес россиян к истории огромен. И именно те города, где она начиналась, — Великий Новгород, Владимир, Суздаль, Смоленск, Ростов Великий — являются точкой притяжения. Новгородский музей-заповедник в нынешнем году точно выйдет на миллион посещений. Мы видим этот интерес и отвечаем на запрос времени. В том числе открытием этого храма и первой персональной выставки Сергея Антонова, что стало возможным благодаря национальному проекту «Культура». Очень важно, что выставочный проект сделан настолько аккуратно, настолько органично, что кажется, будто эти работы здесь были всегда.

Так же будет и с церковью Св. Прокопия Кесарийского — это, конечно, памятник, но храм должен оставаться храмом. В этом вопросе у епархии и музея-заповедника — полное взаимопонимание.

Что касается выставки, то экспозиция работ Сергея Антонова останется в Великом Новгороде как минимум на год. А дальше? В музее говорят: посмотрим. Иногда временное становится постоянным…

* * *

Между тем «череда премьер» вовсе не завершена. В музее вообще и на Ярославовом дворище в частности. Если взять промежуток от Дня России до Дня России, то за год открыто пять новых экспозиций, включая три в музейном ансамбле на дворище.

В нынешнем году рост посещаемости музея-заповедника уже составил 30% к прошлому, 2024-му, — между прочим, рекордному. В том числе и за счёт открытия новых площадок.

Очевидно, что в стране — всплеск внутреннего туризма. Понятно, что в немалой степени это связано с политической ситуацией, побудившей россиян обратиться к родным пенатам. Ведь нет худа без добра. Но главное, как считает генеральный директор НГОМЗ, не в этом:

— Надо работать для людей, и они придут. Наша задача — максимально подняться и раскрыться, чтобы соответствовать тем памятникам и тем святыням, которые нам даны. Мы должны делать своё, а Господь управит.

И раз уж прозвучало слово «раскрыться» (или тем более что оно прозвучало), хочется сказать про часть экспозиции Прокопьевского храма, не связанную с выставкой. При реставрации была раскрыта фреска с изображением двух преподобных. Один из них, это точно, — Варлаам Хутынский.


РЕКЛАМА

Еще статьи

«Я пойду туда, где ветер…»

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

26.11.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура

Неидеальная семья

Неидеальная семья

Новгородцев зовут на камерный спектакль о больших человеческих чувствах

06.11.2025 | Культура

Большая командная работа

Большая командная работа

На заседании Попечительского совета Новгородского музея-заповедника, которое состоялось в Москве 27 октября, подвели итоги юбилейного года и определили планы на будущий

29.10.2025 | Культура

Милосердие и любовь

Милосердие и любовь

Новый год Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского встретит с базовыми ценностями

29.10.2025 | Культура

Осенний май

Осенний май

В Новгородской области впервые прошёл благотворительный кинофорум

22.10.2025 | Культура

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.12.2025 года

РЕКЛАМА