В Центре современного искусства в Великом Новгороде 1 августа открылась выставка «Неоновые сны».
Журналист «НВ» увидела её экспонаты несколько раньше — когда работы еще монтировались на стены. Да-да — именно монтировались, хотя речь идет о картинах. Утолщенные края рам скрывают коробки с проводами, которые нужно подключить к… электрической сети!
Автор этих произведений искусства — член Творческого союза художников России и Евразийского художественного союза москвичка Ольга РЕЗАНОВА. В Великом Новгороде её персональная выставка проходит впервые. Художница работает в разных жанрах, а в наш город привезла работы, в которых сочетается масляная и акриловая живопись и свечение неона. Корреспондент «НВ» решила узнать о них подробнее.
— Когда мы говорим «неон», большинству людей представляется дешевый силиконовый гибкий неоновый шнур, светодиодная лента, которую легко купить и сделать из нее что-то самостоятельно, даже не имея особых навыков. Но стеклянный газосветный классический неон, который применяю я, — нечто совершенно иное, — рассказывает Ольга Резанова. — Чтобы понять, что это такое, старшему поколению достаточно вспомнить неоновые вывески на магазинах в СССР. Такие газосветные лампы впервые появились в Америке в 1930–1940-х годах и были у нас очень популярны с 1980-х до 2000-х. Сейчас это довольно эксклюзивный материал.
— Из-за того, что он дороже светодиодов?
— Да, и, кроме того, — процесс очень трудоемкий. Изготовить газосветную неоновую деталь в домашних условиях невозможно. Это многоступенчатое производство. В его начале — стеклянная прямая трубка, такие сейчас производят в основном в Италии. Чтобы превратить эту простую лампу в неоновую деталь, художник рисует эскиз. Затем трубку гнут под заданную форму, запаивают, откачивают воздух и заполняют инертным газом.
Газ неон — ярко-красного цвета, он создает тёплые оттенки: оранжевый, алый, а газ аргон — синий, он даёт холодные тона: голубой, зеленоватый, бирюзовый… Внутри трубки ещё есть напыление порошка люминофора.
Смешение цвета газа с цветом люминофора может создать порядка 100 оттенков.
Сейчас неоновых производств из-за сложности процесса осталось очень мало во всем мире и в России. Мастера-неонщики в основном пожилые люди. Молодежь не хочет учиться этой профессии ещё и потому, что она очень сложная, в том числе физически. Её можно в определенном смысле сравнить с профессией скрипача: чтобы научиться играть на скрипке, нужно много лет заниматься, и мастер-неонщик рождается после долголетней и постоянной тренировки. То есть нельзя просто прослушать курс лекций и за полгода научиться гнуть сложные детали. Но это — творческая профессия, и тот, кто захочет ею овладеть, будет уникальным профессионалом!
— Как к вам пришла идея применить эту технологию к картинам, написанным маслом?
— 20 лет назад я работала в большой рекламной фирме, где изготавливались неоновые вывески. Досконально изучила весь процесс. Но постепенно стеклянный неон вытеснили более дешевые варианты. А мне как художнику было жаль, что этот материал умирает, я полюбила плавность его линий и великое множество оттенков. И тогда я подумала: почему бы не совместить неон с живописью? И получилось! Неоновый свет полностью преображает пространственную перспективу, изменяя атмосферу картины. Однако он ярок и может затмить живопись. Моя задача — найти баланс. Для этого я подчеркиваю с помощью неона определенные элементы картины. Например, на выставке в Новгороде представлен триптих «Далеко», в него входит работа «Метро на Марсе», где неон выделяет букву «М» на знаке метро.
— Ваша картина «Восхищение Энди» была представлена Третьяковской галереей в Москве в фотозоне выставки легендарного американского художника Энди Уорхола в 2021 году. В ней тоже использован неон?
— Да, это реплика известного полотна Энди Уорхола «Диптих Мэрилин». Неон подчеркивал абрис портрета Мэрилин Монро.
— Знаете ли вы других художников, совмещающих масляную живопись с неоном?
— В России делают интерьерные вещи со стеклянным газосветным неоном, но соединяю эту технологию с живописью, наверное, я одна. А в мире, насколько могу судить по данным Интернета, нас несколько человек. Помимо сложного процесса производства есть другие трудности: например, хрупкость стекла, а еще всё это нужно смонтировать, подключить к электричеству…
* * *
У художницы есть и смежные, уже реализованные идеи, например проект, сочетающий классическую фотографию с неоном. Увидят ли новгородцы её новые работы в будущем? Возможно, ведь Ольга Резанова любит наш город и новгородскую природу, ранее приезжала сюда рисовать картины. А сейчас её поразил Центр современного искусства: он прекрасный и масштабный, говорит художница. Она ездила с выставками в разные города и знает, что музеев современного искусства в стране немного, наш же, новгородский, удивил её объемом, дизайнерскими и архитектурными решениями. «Этот центр на одном уровне со столичными музеями современного искусства!» — считает художница.















