Четверг, 25 декабря 2025

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

«Я пойду туда, где ветер…»

В Музее изобразительных искусств открылась выставка памяти художника Евгения Сущени

Выставка названа строкой из его собственного стихотворения: «Я пойду туда, где ветер…» Это строка о свободе, о пути и о предчувствии конца. О том, что художник, даже когда замолкает, продолжает говорить своими работами.

Выставка названа строкой из его собственного стихотворения: «Я пойду туда, где ветер…» Это строка о свободе, о пути и о предчувствии конца. О том, что художник, даже когда замолкает, продолжает говорить своими работами.

Фото: НГОМЗ

В судьбе художника бывают моменты, когда прожитые десятилетия собираются воедино — в линию судьбы, в свет картин, в слова, оставленные на листках бумаги. Новая выставка в Музее изобразительных искусств — именно о таком моменте.

Это выставка о художнике, который умел слышать тишину и видеть свет. О Евгении Васильевиче Сущене.

Художника не стало год назад — 23 ноября 2024 года. Но выставка, которую он ждал и о которой много говорил, всё-таки открылась. В первый день в зале собрались те, кому он был дорог: семья, друзья, ученики. Те, кто помнил его голос и смех, его бесконечные сомнения и редкие минуты покоя.

О Евгении, пожалуй, точнее всех говорит его жена — Нина Михайловна. Сам художник называл её и музой, и главным критиком, и первым зрителем. К ней он обращался не за похвалой, а за правдой.

Она вспоминает, как по выходным приходила в мастерскую: рассматривала новые работы, делилась впечатлениями. Сущеня слушал, порой спорил, хмурил брови. Но через неделю она вновь заходила в мастерскую и видела тонкие изменения на полотнах.

— Он говорил: послушай женщину — и сделай по-другому. И всё равно прислушивался, — улыбается Нина Михайловна.

Её портрет, написанный в 1981 году, хранится в фондах музея. Тёплые тона, задумчивый взгляд. Она не позирует — она живёт рядом.

Евгений Сущеня называл свою жену Нину и музой, и главным критиком, и первым зрителем. Фото Светланы ДУБОВСКОЙ

Этой осенью Нина Михайловна передала музею 41 работу мужа — живопись и графику.

— У меня не было сомнений: работы должны быть в музее. Люди должны их видеть. Так он будет жить, — сказала она.

В воспоминаниях Евгения — одна история из детства. В годы войны он перебирался с родителями через заснеженную реку. Цвета воды и льда были такими, что мальчик остановился ошеломлённый. В тот миг он впервые почувствовал себя художником.

Краски, тишина воды, свет в толще льда — всё это вернулось в его картины спустя десятилетия. Евгений Сущеня видел мир как ребёнок: без заранее заданных формул, без привычных слов.

Евгений Васильевич приехал в Новгород в конце 1960-х — и остался навсегда. Для него это был не город, а внутреннее состояние: нравственная опора, пространство мысли, тихий собеседник.

Он писал Детинец, башни, Волхов не как топографические точки, а как память времени, проступающую сквозь ритмы цвета.

«Новгород — оплот культуры и нравственности», — говорил он. И эта мысль звучит в каждой его работе, будь то карандашная зарисовка или сложная символическая композиция.

Выставка впервые раскрывает Сущеню-графика. Ранние линогравюры, сухая игла, монотипии — всё то, что он делал, пока искал свой голос. Затем — серия пейзажной графики и акварелей: прозрачных, глубоких, философских. Формы в них «перетекают» одна в другую, образуя многослойные смыслы. Эти работы знали лишь самые близкие.

Художник, которого любили и признавали, всю жизнь сомневался. Он пробовал разные техники и манеры: от древнерусской гладкой живописи — к сюрреализму, от строгой графики — к полной света живописи, от символизма — к почти документальной ясности.

Его сравнивали со старыми мастерами, с сюрреалистами, но в действительности он оставался собой: внимательным к форме, бережным к традиции, честным в чувствах.

Автор: Светлана ДУБОВСКАЯ

Теги: Евгений Сущеня. художник, Великий Новгород

РЕКЛАМА

Еще статьи

А теперь лимончику, пожалуйста!

А теперь лимончику, пожалуйста!

Боровичский театр «Берега», пережив успех дебютного спектакля «Вишневский и Вишневская», учит новые роли

24.12.2025 | Культура

Алиса идёт на Север

Алиса идёт на Север

Худрук театра «Малый» Надежда Алексеева — о новогоднем спектакле, фестивальных успехах и планах на 2026 год

24.12.2025 | Культура

Начало чуда

Начало чуда

В областном центре открылось новое арт-пространство, а в нём — выставка нового творческого объединения

17.12.2025 | Культура

Как зубы почистить

Как зубы почистить

Почему качественный блогинг — это образ жизни, а не работа?

17.12.2025 | Культура

Князь Рус и его супруга Полина

Князь Рус и его супруга Полина

Рукодельница из Старой Руссы Елена Ческидова стала финалистом Всероссийского конкурса ватного мастерства

10.12.2025 | Культура

Накануне юбилея

Накануне юбилея

Международный фестиваль театральных искусств имени Ф.М. Достоевского продолжает творческий поиск новой формы

06.11.2025 | Культура