Как-то уже в старших классах учительница русского языка предложила написать нам сочинение на тему освобождения Новгорода. Я написала с точки зрения фашистов. В итоге мой рассказ «Патриотический триллер», который тогда назывался «...и не только покойники», попал на областной конкурс юных литераторов. Диплом первой степени в номинации «Проза» стал моей первой литературной наградой. Потом были занятия в городском литературном клубе «Вдохновение», литературном объединении имени Владимира Кулагина при Новгородском отделении Союза писателей России. И пошло-поехало.
- Новгородский Союз писателей в основной своей массе консервативен: основные его направления - классическая проза и стихи. Старшие коллеги не советовали вам поменять жанр?
- О, да. Советовали. «Вы же такая красивая, умная девушка, зачем же такие ужасы пишете?» - закатывая глаза, говорили старшие товарищи. - Напишите светлый, добрый, реалистический рассказ без всякой этой магии, а еще лучше - роман». И я написала. Без всякой магии и фантастики. Роман называется «Не пролететь мимо Земли». Он описывает сложную жизнь новгородских подростков и до сих пор не понадобился ни одному издательству. Я, конечно, очень сожалею об этом...
Но несмотря на столь явное преимущество в коммерческом плане, жанр фэнтези имеет и другие достоинства. Ведь сказка, былина, из которой и выросло фэнтези, являются младшими дочерьми притчи. Всем известно высказывание Пушкина «Сказка - ложь, да в ней намек». Я использую магию и элементы научной фантастики не только в качестве яркого антуража, но и в качестве метафор, с помощью которых хочу предложить читателю задуматься о чем-то, поразмышлять над сложными жизненными вопросами.
- Пишут у нас многие, но лишь единицы из новгородских писателей могут похвастаться изданием своих рукописей. С чего началось ваше сотрудничество со столичными издательствами?
- Это очень просто. Сейчас у каждого издательства есть свой сайт, где указаны, в частности, требования, предъявляемые к отсылаемым рукописям. Одни просят присылать, например, только синопсис - краткое содержание романа, другие - первые три главы, третьи учитывают даже размер шрифта, которым набран текст. Свои рукописи я отсылаю, как правило, сразу в несколько издательств. Рассмотрение занимает в среднем до трёх месяцев. Если книга редактора устраивает, издательство связывается с автором, говорит, что материал взят в работу. Мои книги выходили как в
«ЭКСМО», так и в «Лениздате». Очередной мой роман, например, готовится к печати и вовсе в одном из украинских издательств. Тут уж кто первым позвонит. Другое дело, что у нас всё делается неторопливо. Договор на книжку «Чёрный ангел», например, я подписала ещё в октябре 2010-го, а в печать она выходит лишь год спустя.
- О чём ваш новый роман?
- Думаю, «Чёрный ангел» будет особенно интересен новгородцам, так как действие происходит в нашем городе. Только в 2063 году. Сейчас очень популярна трилогия Стефани Майер о вампирах, но при всем уважении - это чтение для подростков. Мне же захотелось написать о вампирах по-взрослому. Это техноготика. Роман продолжает традиции постапокалипсиса, разработанные Роджером Желязны в «Долине Смерти», Дэвидом Брином в его произведении «Почтальон», Робинсоном - в «Диком берегу», Первушиным и Большаковым - в «Коде Армагеддона». В «Черном ангеле» читатель встретится с рефеодализацией общества на фоне супертехнологий, мутантами, читающими наизусть стихи, и многим другим.
- Интересно, редакторы в издательствах часто корректируют текст, названия?
{thumbimage 150px 1}- Названия меняют довольно часто. Книга «Чёрный ангел», например, изначально называлась «Червь книжный», но в издательстве решили, что это «небоевитое название». Предложили придумать другое. Чаще же всех остальных приходится спорить с корректорами. Каждая профессия, конечно, накладывает отпечаток. Но у корректоров, по-моему, особенно. Они, например, очень любят ставить мягкий знак после буквы «ч», если она стоит на конце слова. Например, в одной из книг Лукьяненко первая фраза была «Меч сломался», так вот слово «меч» там было написано с мягким знаком. Как он ни бился, мягкий знак оставили. У меня, например, изобретено несколько своих новых слов: одно из них «гросайдеч» - это маленький дракон. И я считаю, если я создала это слово, то только я знаю, как оно правильно пишется. Но мы всё равно очень долго спорим по таким вопросам.
Один раз меня попросили убрать из текста матерные слова. Хотя, согласитесь, странно слышать из уст партизан, сидящих зимой в лесу и выпивающих: «Сударь, дайте мне чашечку кофе».
- А вам никогда не предлагали взять псевдоним?
- Предлагали и неоднократно из-за сложившегося у нас и совершенно непонятного мне стереотипа, что женщина не может интересно писать про фантастику: этот жанр непременно требует мужского авторства. А меня, что, не существует?! Когда к выходу готовилась моя первая книга, мне предложили вместо полного имени поставить букву М. Думай что хочешь: Максим, Михаил... «М. Гинзбург - так загадочно», - объяснили в издательстве. Но во второй книге мне удалось отстоять своё имя. Меня знают как Марию Гинзбург, и ничего менять я не собираюсь.
- Литература сегодня - модное увлечение. А насколько оно прибыльное?
- Гонорар - коммерческая тайна. Кроме того, издательское дело испытывает сейчас большие трудности: интернет-пиратство приносит огромные убытки. Книги сегодня можно свободно скачать в Сети, при том, что официальных порталов по продаже книг через глобальную паутину у нас в стране всего несколько. Один «умелец» выложит в Интернет отсканированный текст, и все его читают. Бумажная же книга так и лежит в магазинах. Книги не продаются, значит, и тираж падает.
Если не будет защиты прав собственности автора, книги так и будут воровать. Кому интересно работать бесплатно? Мои романы в Интернете официально представлены лишь на нескольких порталах. Всё остальное - дело рук пиратов.
Выход из этой ситуации один: меры защиты должны приниматься на высшем уровне. Данную проблему может решить закон, регулирующий работу провайдеров. Если в поисковой строке вводятся слова «скачать книгу», то выдаваться должны только сайты официальных, лицензированных продавцов. В Америке, например, всё давно уже урегулировано. У нас же Интернет - неконтролируемое пространство.
Владимир МАЛЫГИН (фото)