Будущих зрителей организаторы предупреждают сразу - стандартных видовых панорам и снимков достопримечательностей, традиционно привлекающих туристов, на выставке нет. Нет популярных сегодня репортажности и эпатажа.
- На выставке нет ни одного постановочного портрета, - рассказывает Дмитрий Брикман. - Причём большинство портретов - дети и старики. Первые еще не обложились социальными статусами и бляшками, а вторые уже поняли, что это все - пустое. Акцент всегда на глаза. Глаза не врут.
Между фотографиями стоит пройти без глубоких размышлений и поисков сути. Нужно просто вглядываться в лица арабов, иудеев, приезжих христиан, смотреть на то, как они совершают молитвы Богу, искать в них что-то похожее на себя: находить и не находить. Вся экспозиция - это прежде всего размышления о вере, о том, какую роль она играет в жизни человека, на что заставляет идти, и как сильно обостряет, казалось бы, простые явления.
- Много лет назад я придумал такие слова для определения воздействия искусства на человека: «камертонит» или «не камертонит». Ими и пользуюсь, - рассказывает Брикман. - Это, как мне кажется, точнее, чем слово «тронуло».
Судя по лицам тех, кто присутствовал на открытии «Иерусалима» в Великом Новгороде, и тому времени, которое они затратили на просмотры фотографий, большинство посетителей камертонило. Да ещё как...
- Первая эмоция - это что-то большее, чем ностальгия. Согласитесь, в жизни не так много впечатлений, граничащих с потрясением, но сегодня я испытал что-то похожее, да ещё приумноженное воспоминаниями, - признаётся почетный работник туриндустрии РФ Исак ФРЕЙДМАН. - И для меня это очень радостно. Скажу честно, не люблю искусствоведческого анализа, я ему просто не доверяю. А вот у военных есть позывные «свой-чужой». Так и у меня с любым произведением искусства. Если что-то не вызвало внутреннего толчка, то дальше бессмысленно анализировать. Выставка для меня, безусловно, «своя».
- Большего всего меня тронула фотография, которую смело можно назвать «Рембрандтовский старик», - размышляет вслух искусствовед Сергей ПУХАЧЁВ. - А что такое Рембрандт? Это умение с помощью красок и удивительного построения композиции дать понять зрителю: обыкновенный шалопай, вернувшийся домой, - это не просто шалопай, это вечная тема всепрощения блудного сына. Я не думал, что фото умеет так делать, и удивлен тем, что рембрандтовская глубина достигнута «рыбьим глазом».
- Я Иерусалим и узнаю и не узнаю, - делится мыслями историк Борис КОВАЛЁВ. - Что поражает в Израиле, так это чересполосица: католическая монахиня, ортодоксальный иудей, мусульманин. Мне кажется, что эта выставка приоткрывает то, что труднее всего увидеть - целостную картину многоликой души города, переданную через мозаичные детали.
Андрей КОТКИН (фото)