От Сибири до Франции
Концерт начался в два часа дня. Но еще задолго до его начала на Ярославовом Дворище стали собираться зрители, наблюдая репетицию сводного хора. Восемь десятков академистов еще и еще раз заглядывали в ноты и выслушивали замечания своего художественного руководителя, главного хормейстера Мариинского театра Андрея Петренко.
{thumbimage 150px 1}Репертуар хора, составленный из произведений таких композиторов, как Дмитрий Бортнянский, Павел Чесноков, Михаил Ипполитов-Иванов, и русских народных песен, как нельзя больше подходил к обстановке и естественным декорациям в виде Новгородского кремля и арок Ярославова Дворища. Это действительно завораживало публику, которая внимала действу, заняв все парапеты пешеходного моста через Волхов, набережную и поляну перед сценой. Людей не отпугнула даже жара.
Примечательно, что одним из первых произведений, которые исполнили академисты, был фрагмент из божественной литургии святого Иоанна Златоуста «Тебе поем» Сергея Рахманинова. Щедрыми аплодисментами зрители наградили и солистку Галину Коневу из Ангарска, и весь хор. Было просто удивительно, как за такой короткий срок не знакомые ранее певчие, регенты, хормейстеры и педагоги, говорящие на разных языках, смогли составить такой слаженный коллектив.
Крики «Браво! Молодцы!» не раз звучали и во время выступления женского сводного хора, среди солисток которого, кстати, была и жительница болгарской столицы Софии. После исполнения трехголосной литургии и прочих серьезных произведений духовной музыки публику повеселили русской народной песней «Как у дедушки Петра». Судя по реакции, этот жанр никогда не потеряет популярность.
- С Академией я сотрудничаю впервые, - поделился впечатлениями с «НВ» заслуженный деятель искусств России Андрей ПЕТРЕНКО. - И мне было очень и очень интересно попробовать себя в этой непривычной роли. Интересно было и потому, что я увидел столько свежих эмоций, столько чувств, которые всегда присутствуют у непрофессиональных певцов. Они более искренне реагируют на все музыкальные события, и все эти эмоции, конечно же, влияют на весь музыкальный ряд, на все произведения. Исполнители были искренни и естественны на сцене. Для меня все это непривычно, но одновременно это были своеобразная эмоциональная подпитка и напоминание профессионалам: «Не зазнавайтесь! Будьте естественнее, искреннее на сцене!». Еще одно сильное впечатление на меня произвело, конечно же, само место, где проходит концерт. Я часто бываю в вашем городе, только за это лето - третий раз. Приезжал с оперой «Садко», потом были «Перезвоны», и вот сейчас я снова в Новгороде, таком богатом культурными традициями. Уверен, что приеду сюда еще.
Лучшие голоса России
{thumbimage 150px 1}Именно такими эпитетами, как правило, награждают следующих участников концерта - ансамбль солистов праздничного хора Валаамского монастыря под управлением Алексея Жукова, который традиционно принимает участие в праздничных богослужениях Валаамской обители, возглавляемых святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Для выступления в Великом Новгороде специально был подобран репертуар из произведений, особо любимых монастырской братией острова Валаам. Это и церковные песнопения разных традиций, и русские народные песни, которые ансамбль исполняет во время визитов на остров первых лиц государства. В целом же коллектив представляет собой современную певческую традицию Валаамского монастыря, которая включает в себя болгарский, сербский, грузинский и греческий распевы. С некоторыми из них солисты ансамбля познакомили слушателей в одной из своих песен, исполнив одни куплеты на церковно-славянском языке, другие - на греческом, а затем в двух различных грузинских традициях.
Но, как признался Алексей Жуков, монастырская душа - дело тонкое, и любят на острове не только церковные песнопения, но и русские народные песни, казачьи, а также романсы. По его словам, песню на стихи Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» они часто поют по просьбе матушек обители. На ура восприняла прекрасное исполнение этого произведения и новгородская публика. Овации не смолкали и после исполнения песен русской армии времен Первой мировой войны, любимых всеми «Гляжу в озера синие», «Не для тебя цветут сады» и шуточной русской народной «Эники-беники». Настоящим сюрпризом для новгородцев стало участие в выступлении ансамбля Валаамского монастыря нашего земляка Артема ПОЛИКАРПОВА, представляя которого Алексей ЖУКОВ сказал:
- Это наш давний друг, с которым встречаемся пару раз в год и вместе выступаем. Сегодня как раз такой случай. Пользуясь моментом, хочу поздравить Артема с днем рождения его сынишки, которому исполнился ровно год!
Песня, которую спел Артем, как нельзя больше подходила к этому событию, и была созвучна состоянию души самого исполнителя - это была «Колыбельная» Матвея Блантера:
Месяц над нашею крышею светит,
Вечер стоит у двора.
Маленьким птичкам
и маленьким деткам
Спать наступила пора.
Как оказалось, многие из присутствующих слышали в детстве эти подзабытые слова и с удовольствием подпевали припев: «Спи моя крошка, мой птенчик пригожий, баюшки, баю-баю...».
Сам Артем после выступления немного рассказал о себе:
- Я родился и живу в Боровичах, мне 28 лет. Музыкой занимаюсь всю свою жизнь, сначала учился в Великом Новгороде, а потом в консерватории в Санкт-Петербурге. Там и познакомился с солистами ансамбля праздничного хора Валаамского монастыря. В Боровичах я преподаю в музыкальной школе гитару, а со старыми друзьями иногда встречаюсь и принимаю участие вот в таких концертах. И каждый раз это для меня большой праздник.
Солистов ансамбля еще долго не отпускали бы зрители, но время концерта, к сожалению, было ограничено. Сами певцы поняли, что их готовы слушать еще и еще, поэтому Алексей Жуков пригласил всех желающих на остров Валаам, где в этот четверг пройдет большой заключительный концерт международного фестиваля «Академия православной музыки».
Райские птички
Завершился концерт выступлением еще одного уникальнейшего московского профессионального коллектива - ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Он был создан в 1989 году группой молодых профессиональных музыкантов, объединившихся с целью возрождения древних православных певческих традиций. А свое название ансамбль получил от райской птицы сирин, которая поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Его бессменный руководитель - певец, хормейстер и фольклорист Андрей Котов - долгие годы занимается изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Отсюда и особое, уникальное звучание ансамбля, его особая манера исполнения, в которой сочетаются и аутентичное пение, и яркий, насыщенный обертонами звук в сочетании с утонченной эстетикой.
{thumbimage 150px 1}«Сирин» поет древнерусские богослужебные песнопения XV-XVIII веков: знаменитый путевой, демественный распевы, строчное и знаменное многоголосье, монастырские распевы. Особое место в репертуаре занимают духовные стихи - народные песни духовного содержания, в которых смешались традиции разных времен и народов. Все это обеспечило ансамблю заслуженный успех. «Пение без вибрации, напоминающее по красоте пение серафимов» - так характеризуют звучание «Сирина» известные музыкальные критики, называющие концерты ансамбля «звучащим символом Божественной Вечности».
Выступления ансамбля с успехом проходили в России и различных странах мира: Эстонии, Португалии, Чехии, Китае, Бразилии, США, Польше и других. «Сирин» стал лауреатом многочисленных конкурсов и фестивалей, а его компакт-диски отмечены французскими наградами. Но сегодня ансамбль так же молод, как и годы назад. Он постоянно сочетает гастроли и записи с исследовательской работой, театральными проектами и педагогикой. Исполнительские качества музыкантов неизменно привлекают внимание современных композиторов, которые перекладывают для них на музыку библейские произведения.
Сложно ли простому, неподготовленному зрителю воспринимать песни «Сирина»? На этот вопрос ответил художественный руководитель ансамбля Андрей КОТОВ:
- Конечно, нет! Тем более что сегодня мы поем для новгородцев преимущественно духовные стихи. А их слушать и понимать абсолютно просто, особенно в такой обстановке, которая уже сама по себе создает атмосферу праздника. Если служебные песнопения, которых тоже много в нашем репертуаре, лучше все же слушать в закрытом пространстве, в кафедральных соборах, то духовные стихи нужно исполнять на таких вот сценических площадках. Ведь это то, что веками пели простые люди, размышляя в своих песнях о Боге, о жизни и смерти, о душе и мироздании. Все эти вопросы и сейчас волнуют каждого человека, во все века человек ставит их перед собой, а потом на протяжении всей жизни пытается на них ответить. Меняются лишь форма, образы, а суть все та же: откуда мы, зачем мы живем? Что такое душа, грех и что такое спасение? Об этом любой из нас нет-нет да и задумывается.
Андрей Котов рассказал, что старинные, средневековые духовные стихи участники ансамбля разыскивают в архивах, в древних рукописях, записывают во время своих многочисленных фольклорных экспедиций. В том числе и на нашу, новгородскую землю, которая всегда славилась как один из крупнейших центров певческой культуры.
И действительно, с первых нот, с первых музыкальных фраз зрители буквально попали в плен этой уникальной музыки. С одной стороны - исполнение песен напоминало небольшие спектакли, с другой - каждая из них была понятна любому зрителю. Как, например, пропетая «Сирином» история грехопадения Адама и Евы. Два концертных часа промелькнули как одно мгновение, музыканты и певцы в последний раз вышли на сцену, а зрители не торопились расходиться. И, скорее всего, уже начинали жить ожиданием следующего концерта международного фестиваля «Академия православной музыки», который непременно состоится ровно через год.
Владимир БОГДАНОВ (фото)