- Ирина, начиналось у вас все довольно забавно - друзья, подрабатывавшие летом в загородном лагере, решили организовать коллектив. Причем, насколько я знаю, музыкальное образование было не у всех. Но, тем не менее, в таком составе вы несколько лет пели.
- Тогда, наверное, было стечение обстоятельств - подобрались люди с вокальными данными и неравнодушные к народной песне. Из того состава в нынешней «Сороке» трое человек. Когда начинали, у нас у всех была постоянная работа, а участие в ансамбле являлось хобби. Но позже я поняла, что если уж развивать коллектив, то нужно уходить от самодеятельности. Требования к профессиональному исполнению иные, и нужно было совершенствоваться. Что мы делаем и по сей день. Сегодня для нас не существует такого: «Не могу прийти на репетицию или выступление». Концертов много: и у нас в области, и в соседних регионах, и в столицах. За почти 15 лет деятельности мы стали узнаваемы, нас не путают с другими ансамблями. Это важно.
- Вас как художественного руководителя иногда упрекают в том, что позиционирует себя «Сорока» как ансамбль народной песни, но в чистом виде такие произведения почти не исполняет.
- Мы давно решили для себя, что будем идти по пути шоу-бизнеса. Поэтому и занимаемся стилизацией народной музыки. Но это не значит, что вообще не исполняем песни в том виде, в котором они дошли до нас. Сейчас наш репертуар состоит из трех частей: как раз хорошо знакомые нам всем старинные славянские, это в том числе белорусские и украинские, песни, стилизованные мотивы и авторские произведения. Мы много выступаем на различных корпоративных мероприятиях. В последние несколько лет наметилась тенденция: конечно, люди рады, когда мы поем наши веселые, легкие песни, но как только мы запеваем, например, «По ком звонят колокола», народ вслушивается, столовые приборы откладываются... После нам говорят, что только такие произведения и нужно исполнять, потому как пришло время для душевной патриотической песни.
Вообще, отношение в России к музыке несколько иное, чем в Европе. Там уровень жизни значительно выше, и люди с детства слушают классику, а у нас в стране, к сожалению, народ вынужден выживать, решая кучу проблем. Поэтому когда в девяностые рухнули устои прежнего строя и начался экономический кризис, возникла потребность в незамысловатых, но ритмичных мотивах и простых текстах. Тогда попса прочно вошла в нашу жизнь. Но сейчас ситуация меняется - людям хочется содержательности. На наших выступлениях это хорошо видно. И даже столичные продюсеры обратили внимание на данную тенденцию: все больше в сборных концертах перемежаются номера исполнителей патриотической песни и поп-музыкантов.
Путь к успеху
- «Сорока» часто поет под фонограмму. А как же чистота исполнения?
- Я буду стоять на защите фонограммы. Но не потому, что мы не умеем петь. Дело в другом. Сейчас выступления многих исполнителей - шоу. Мы двигаемся по сцене, танцуем, и петь при этом вживую сложно. В сборных концертах живое исполнение вообще невозможно. Объясню почему. Настройка микрофона под тембр голоса конкретного человека занимает часы, и никто другой после этого в данный микрофон петь не должен. Возможно такое на сборных выступлениях? Нет, конечно.
Впрочем, думаю, что давно уже никто из известных исполнителей страны не поет под фонограмму «плюс один» - когда в записи звучат и сопровождение, и голос певца в полную силу. Используется «дабл-трек», то есть живое исполнение вместе с негромко прописанными голосами. При этом варианте певцы полностью выкладываются. Если при плюсовой фонограмме вдруг произошел сбой аппаратуры, все сразу понимают, что певец лишь подпевал, а вот при «дабл-треке» исполнители не халтурят - если техника подводит, слушатели даже не замечают этого, да и мы сами тоже, в курсе только звукорежиссер.
В общем, мы не выступаем исключительно под «фанеру». Нет, часто на сольных выступлениях или полностью поем вживую, но тогда почти не двигаясь и с персональным микрофоном у каждой, или отдаем этому одно отделение концерта. Недавно в Москве в прямом эфире «Радио-FM» ведущий поставил условие: никакой музыки, фонограммы, только «а капелла». И когда мы закончили петь, развернул к нам экран компьютера, на котором фиксировались звонки в студию - столбец из номеров буквально взлетел, пока мы пели. Он заметил: «Теперь понимаете, почему я настоял на живом пении? Слушателя не проведешь - люди хорошо понимают, где подделка, а где настоящее...».
- За 14 лет существования «Сорока» покорила не только Новгородчину, но и Питер, и Москву, и Европу. Говорят, теперь ваши выступления стоят значительно дороже?
- «Сорока» не делает из этого коммерческую тайну. Да, расценки изменились, но и мы изменились - мы гарантируем качество аранжировки, звука, хореографии, красочность костюмов и, естественно, исполнительского искусства. Заказчикам из Новгородской области наше выступление обходится в 20-50 тысяч рублей, столичным - в разы дороже.
- Вы - руководитель опытный и строгий. Применяете ли в качестве воспитательных мер к участникам коллектива, например, штрафные санкции?
- За все время один такой случай был - тогда девушка вышла на выступление без голоса, не предупредив никого об этом, и пришлось за нее другим отдуваться. Мы после каждого выступления устраиваем разбор полетов, причем не деликатничаем - если человек что-то сделал не так, он должен об этом знать. Признаюсь, воспринимать критику учились долго. Если бы мне лет десять назад кто-то сказал, что мы не так спели, я бы ринулась в бой доказывать, что «Сороки» почти идеальны. Сейчас мы понимаем: совершенных выступлений не бывает. Мы ждем от зрителей не лести в наш адрес, хвалебных отзывов, а конструктивных замечаний. Это помогает расти в профессиональном плане.
Звёздный состав
- В этом году «Сорока» получила предложение от столичного продюсера.
- Ну кто из певцов или коллективов не мечтает, чтобы их заметили на Олимпе? Нам действительно поступило предложение выступать на крупнейших концертных площадках страны. Перед нами сейчас стоит дилемма: адский труд за возможность получения всероссийского успеха и известности, с одной стороны, и семьи, дети, родные люди здесь, в Великом Новгороде - с другой. Но мы склоняемся все же к тому, что нужно пытаться покорить страну. И первые шаги в этом направлении уже сделаны. Песня «Колечко» в эфирах радиостанций. Снят клип, и в Сети идет его обсуждение. Мы регулярно выезжаем на эфиры на московские телеканалы. Скоро улетаем в Китай для участия в фестивале, где только наш коллектив будет представлять Россию. После возвращения - гастроли по Ленинградской области. И это только начало...
- Если вы уедете в Москву, как же ваш грядущий юбилей - 15 лет? Раньше традиционно «Сорока» юбилеи всегда дома концертами отмечала.
- Вне зависимости от того, где мы будем в 2012 году жить и работать, юбилейное наше представление дадим в Великом Новгороде. Идей по его организации много: возможно выступление исключительно «а капелла», возможно шоу из авторских песен, написанных специально для нас. А возможно, мы сделаем подарок городу - дадим бесплатный концерт на открытой площадке. И еще по поводу того, где родился, состоялся как личность: мы всегда на выступлениях в других городах требуем от ведущих концерта, чтобы они, объявляя «Сороку», говорили, что она из Великого Новгорода. Прочие коллективы этого не делают, а мы делаем и будем делать.
Владимир МАЛЫГИН (фото)