Первая фотовылазка новгородцев состоялась в прошлом году. В ней на Валдайском озере пополнить свое портфолио смогли порядка двух десятков фотографов и моделей. В этом году фотографы отправятся в шимскую Коростынь, на каменистые берега Ильменя. Сколько человек примет участие в «ФотоЛете», его организаторы пока не могут сказать точно, впрочем, как и точную дату, на которую намечена первая вылазка на природу:
- Мы же не дипломаты, - усмехается новгородский фотограф Марк НАЗАРОВ, - а люди творческие. У нас все сто раз может поменяться. Ориентировочно мы поедем через недельку, когда вода в Ильмене спадет и перестанет цвести. Одно могу гарантировать - мы поедем. С собой мы приглашаем и моделей, и фотографов, так что если наберется около 40 человек, желающих ехать с нами, то мы даже арендуем автобус.
Один из основных нюансов подобных акций состоит в том, что соберутся вместе люди совершенно разной подготовки. Профессиональные фотографы, которые точно знают, какой им нужен результат, возьмут с собой всю необходимую технику и не будут суетиться. Любители, напротив, станут сомневаться в том, чего же они хотят. Зато они-то и получат отличный мастер-класс на выезде, смогут увидеть, как профессиональный фотограф работает с моделью, со светом. В этом году в рамках «ФотоЛета» также состоится лекция, посвященная тому, как работать с отражателями в дневные часы.
План-максимум от пленера - одна-две фотографии от каждого фотографа, которые потом можно будет использовать на отчетной выставке в одной из галерей Великого Новгорода.
Воспарение
{thumbimage 150px 1}- Проводя фотосессии трудно, да, наверное, и глупо планировать все до мелочей. Строить в эскизах композиции, продумывать светоколористическое решение. И самое главное - слепо пытаться запланированное реализовать. Всегда есть место неожиданному повороту событий.
С этой работой так и произошло. Снимали на Валдайском озере. Вечерняя сессия подходила к концу. Солнце почти закатилось за макушки деревьев. Я уже двинулся выходить на мостки зачехлять камеру и вспышки. Модель в легком одеянии из прозрачной ткани тоже направилась к берегу. Когда до него оставалось пара метров, девушка наступила на корягу, торчащую на дне. От неожиданности она вскрикнула и откинулась на воду. Ткань разошлась по волнам, создавая причудливые узоры складками. Будто ветер подхватил и пытается унести их в высь, в небо.
Этот момент нельзя было упускать. Рисующим светом послужило закатное солнце, а заполняющим - вспышка, вынесенная прямо перед моделью на длинной стойке, удерживаемой ассистентом. Позже я перевел фотографию в черно-белое изображение, чтобы придать ей лаконичность и подчеркнуть движение светлых тонов. Получилось вот такое Воспарение.
Глубокие тени в полдень
Летом есть уникальная возможность использовать естественный свет. Главное не забывать ряд нюансов.
- Натуральный свет дает фотографу естественность цветов и теней на снимке, и этим надо пользоваться. Другое дело - как добиться хороших кадров, работая на пленере?
Снимать только утром или вечером и ни в коем случае днем - это прописная истина для новичков в фотоделе, которую не хочется повторять. Не хочется, потому что профессионалы уверены: снимать можно и в полдень, добиваясь при этом отличных результатов. Фотографировать в часы, когда солнце находится в зените, действительно очень сложно в силу того, что солнце дает глубокие черные тени, контраст между темными и светлыми точками очень высок. Напротив, утренние и вечерние снимки получаются хорошо, потому что яркого солнца нет, свет мягкий, не дающий таких глубоких теней.
Другое дело, что снимать в полдень и профессионалов, и любителей порой заставляет необходимость. Например, если приходится снимать свадьбу, которую никогда не устроят рано утром или поздно вечером, а, как на зло, в час дня. Что же делать?
Профессиональные фотографы в таких случаях используют разного рода отражатели, диффузоры, которые отсекают солнечные лучи. Ставят невесту и жениха на полянке, над ними кто-то держит полупрозрачный отражатель, рассеивающий солнце, а подсвечивает золотой или серебряный отражатель. Таким образом, фотограф изменяет световой поток и получает картинку без глубоких теней и пересветов.
Фотолюбителю, у которого нет ни отражателя, ни ассистента, в такой ситуации придется значительно сложнее. Обычно любителям говорят, что в таких случаях главное правило - не ставить модель против солнца, иначе рискуете получить засветку и темный силуэт модели. Однако в ряде случаев против солнца снимать можно, получая очень эффектный кадр. Это называется контровое освещение, то есть солнце находится перед вами и за спиной у модели. Если в таких ситуациях вы будете использовать вспышку, то сможете добиться не только четкого контура модели, который гарантирует солнце, но и того, что ее лицо будет видно на снимке.