Как и почему изменяется стоимость коммунальных услуг
С 1 июля по всей стране выросли тарифы на электроэнергию, газ, тепло и воду в среднем на 12%.
Индексация произошла не в январе, а с середины года, и эта отсрочка позволяет в целом по календарному году выйти на прирост совокупных коммунальных платежей граждан на уровне около 6–7,5%.
Заглянем в рейтинг
Следует отметить, что в повышении тарифов очень значимым остается социальный аспект — для многих жителей России даже небольшой рост тарифов может негативно отразиться на уровне их благосостояния. В этом плане ситуация в различных регионах крайне неравномерна. Об этом свидетельствует анализ субъектов РФ по доле расходов населения на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в совокупных потребительских расходах (на потребляемые товары и услуги), проведенный экспертами РИА «Рейтинг» на основе расчетов, базирующихся на ежеквартальных данных Росстата (за 2012 год).
Лидирует в подготовленном по результатам исследования рейтинге Амурская область — в потребительских расходах одного жителя этой области оплата услуг ЖКХ по итогам 2012 года, по расчетам экспертов РИА «Рейтинг», составила в среднем около 13,59%. В первой пятерке рейтинга также оказались Камчатский край, Магаданская область, Республика Коми и Рязанская область. Во всех этих регионах доля ЖКУ в расходах составляет более 12%.
Новгородская область занимает 25-е место (чем больше номер, тем лучше) с 9,83% расходов на коммуналку от 11 187 рублей ежемесячных расходов на товары и услуги. Для сравнения: Псковская область — на 50-м месте: 8,6% от 10 042 рублей; Тверская — на 17-м: 10,36% и 11 616; Ленинградская — на 16-м: 10,6% и 12 757; Вологодская на 9-м: 11,47% и 10 594 рубля.
Замыкает рейтинг с большим отставанием от лидера Чеченская республика. Затраты на ЖКУ в потребительских расходах составляют в республике по итогам прошедшего года менее 0,99%, но и потребительские расходы — всего 5 138 рублей. На втором месте с конца — Республика Башкортостан (5,41% и 12 790), замыкает тройку Республика Алтай (5,57% и 8 081). Москва с 6,7% (при расходах в 25 567 рублей) расположилась на 76-м месте из 83. Среднероссийский показатель — 8,8% и 12 637 рублей.
Причины незавидного лидерства в рейтинге, по мнению экспертов РИА «Рейтинг», могут быть разные: от высоких тарифов на услуги ЖКХ до крайне низких доходов населения. Кроме того, доля расходов складывалась как среднее арифметическое. И если в регионе много частных и деревенских домов, где услуги ЖКХ могут не превышать 500 рублей, то для областных центров статистика явно не подходит.
Система тарификации
Сложившаяся в коммунальной сфере система тарифного регулирования предусматривает, что на федеральном уровне устанавливаются предельные индексы роста тарифов, непосредственные же величины, то есть конечные тарифы на тепло, свет, воду, газ, определяют своими нормативными актами региональные органы власти. С учетом федеральных пределов они утверждают тарифы для каждого предприятия, поставляющего коммунальные услуги, и учитывают особенности поставки ресурсов в конкретный населенный пункт.
Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: этажности и года постройки дома, степени благоустройства жилья, доли общего имущества, принадлежащей жильцам в многоквартирном доме, наличия общедомовых и индивидуальных приборов учета, потому что если их нет, плата начисляется по нормативу потребления, который также устанавливается региональными органами власти. Размер платы зависит также от поставщика коммунальных услуг, реализуемой им производственной и инвестиционной программы, складывающейся себестоимости услуг.
Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой ресурсоснабжающей организации исходя из ее затрат на производство соответствующего коммунального ресурса, будь то вода, тепло, электричество, газ. Очевидно, что такие затраты отличаются у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоемкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом топлива, количеством потребителей — отсюда и различие в величине тарифов и платежей.
Способ защиты
Коммунальные услуги, как жизненно важные, должны быть доступны для всех. Поэтому наряду с государственным регулированием тарифов и контролем за величиной затрат коммунальных предприятий реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22%, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии в оплате ЖКУ.
По решению президента страны рост тарифов инфраструктурных монополий, начиная с 2014 года, будет ограничен уровнем инфляции, сложившейся по итогам предшествующего года. И такой порядок будет зафиксирован на пять лет.
Поручение должно быть выполнено до 1 октября, когда президент ожидает услышать конкретные предложения от Кабинета министров. Тариф на коммунальные услуги при этом обязан соотноситься со сроками окупаемости инвестиционных проектов. Руководители муниципальных предприятий в ЖКХ, кроме всего прочего, будут до декабря проверены на наличие связей с коммерческими структурами.
Органам исполнительной власти поручено совместно с МВД, прокуратурой и Федеральной антимонопольной службой выявить нарушения в соблюдении антимонопольного законодательства, которые могли быть допущены при заключении контрактов с органами местного самоуправления.
При принятии тарифных решений впредь в обязательном порядке будет учитываться мнение потребителей. В целях повышения прозрачности процесса государственного регулирования при Федеральной службе по тарифам при инфраструктурных монополиях и региональных энергетических комиссиях будут созданы советы потребителей.
Рисунок с сайта caricatura.ru