Среда, 03 июля 2024

Информационный портал

Лента новостей

РЕКЛАМА

Редакция

Охота на Маловишерского Волка

Показывая карателям фото Льва Коробача, немецкий комиссар говорил: «Смотрите и запоминайте лицо. Неординарный мужик... Если поймете его характер, то сможете распутать его след».

Показывая карателям фото Льва Коробача, немецкий комиссар говорил: «Смотрите и запоминайте лицо. Неординарный мужик... Если поймете его характер, то сможете распутать его след».

Фото: из личного архива Игоря НИКИТИНА

За голову командира партизанского отряда Льва Коробача немцы предлагали 10 миллионов рублей

Он родился 115 лет назад — 20 февраля 1909 года — в польском городе Опочно Радомской губернии Российской империи. Родители-белорусы нарекли сына Львом. Храбростью и решительностью он полностью оправдает это имя, но от врагов получит прозвище «Волк»…

С началом Первой мировой войны семье Коробачей пришлось немного поскитаться по стране. В Малую Вишеру они приехали вскоре после демобилизации отца. Там Лев окончил семилетку и с 14 лет пошёл работать. Слыл лидером местной молодежи: организовал пионерский отряд, стал его вожатым, вступил в комсомол.

Далее юношу ждала учёба в новгородском губернском педагогическом техникуме, а после неё — партийная работа. Сменив ряд должностей, в 1938-м он был назначен секретарём Маловишерского районного совета депутатов трудящихся. В следующем году отправился добровольцем на советско-финскую войну.

Проявленное на поле боя мужество батальонного комиссара Льва Коробача оценили по достоинству — наградили медалью «За отвагу».

После возвращения домой мирная жизнь длилась недолго — грянула Великая Отечественная. В середине осени 1941 года Льву Васильевичу поручили возглавить отряд партизан, набранных из рабочих большевишерского стекольного завода. Уже вскоре в обзоре 10-го отделения политотдела 52-й армии про его маленький отряд, ушедший в леса к западу от Малой Вишеры, писали: «…эта горсточка людей своими действиями сумела навеять страх на немецкое командование».

Среди прочих деяний Лев Коробач с товарищами захватил у гитлеровцев важные документы, подорвал большой склад их боеприпасов и в итоге сыграл значительную роль в освобождении от немецко-фашистских захватчиков Малой Вишеры и других населённых пунктов Маловишерского района.

Старшина В.А. Яковлев, чьи воспоминания были опубликованы спустя много лет в газете «За коммунизм», описывал своего командира так: «Выше среднего роста, солидный, с чёрной кудрявой шевелюрой над полным лицом, он мог быть мягким, внимательным, умел люто ненавидеть, любил в людях решительность, твёрдость. Не мог терпеть лишь бездействия. На все опасные задания непременно выходил сам».

Партизаны умудрились вывести лесными тропами в обход немцев целый кавалерийский полк к железной дороге между станциями Гряды и Дубцы и помогли ему выбить оттуда 215-ю пехотную дивизию вермахта. Далее отряд направился к деревне Александровское, которую вынужденные отступать враги старались напоследок сровнять с землей. Там Лев Коробач ринулся в горевший медпункт. На своих плечах вынес раненого красноармейца, но подорвался на мине.

Его отправили в боровичский госпиталь, где в феврале 1942 года вручили орден Красного Знамени. Лечиться предстояло ещё долго. Однако в начале весны партизанский вожак самовольно покинул больничную койку. Как говорил в письме: «с дырками, незажившими ранами, с поражением правого лёгкого сбежал».

Прибыл в родные края. В ответ на предложение вернуться к работе в райисполкоме Лев Васильевич сказал, что состояние здоровья не позволяет этого сделать. Но оно не помешало ему в тот же день взяться за создание нового партизанского отряда. В составе 1-й Волховской партизанской бригады 17 марта этот отряд выдвинулся из Малой Вишеры, преодолел около 160 км, пересёк линию фронта и вышел в немецкий тыл. «В пути следования отряда Коробач проверял партизан на выносливость и сноровку. Временами он отходил в сторону, присматривался к каждому, поторапливал отстающих, на привалах заставлял разуваться, осматривал ноги бойцов, учил тому, как навёртывать портянки, крепить лыжи», — так описывал отношение командира к подчиненным известный партизан П.Р. Шевердалкин. Среди наиболее ярких операций, в которых успел принять участие отряд, — освобождение советских воинов из лагеря для военнопленных в деревне Долговка Лужского района.

В апреле 1-я Волховская партизанская бригада была расформирована. Лев Коробач вернулся в Малую Вишеру, откуда в середине мая с отрядом в количестве 60 человек снова отправился в тыл врага — в Батецкий район. Здесь командира всё-таки настигла привычная «гражданская» работа: Ленинградский штаб партизанского движения утвердил его в должности председателя подпольного Батецкого райисполкома. В этом качестве Лев Васильевич тайно созвал на совещание в избу лесника старост оккупированных населённых пунктов, что было крайне рискованным делом. Своей пламенной речью убедил их в необходимости оказывать его отряду всяческое содействие.

Партизаны Коробача уничтожали телефонную связь, организовывали диверсии на дорогах, железнодорожных линиях, подрывали мосты, громили гарнизоны противника, его склады, нападали на небольшие группы вражеских войск, распространяли листовки и районную газету «Красная знамя», печать которой на время возобновили подпольщики.

В письме от 21 мая 1942 года Лев Коробач делился с матерью:

«…По сердцу мне пришлась партизанщина. Правда, очень трудно. Непроходимыми болотами, по грудь в воде, нехожеными тропами, по густым лесам пробираемся мы в гости к гансам и фрицам…»

Устроив очередную диверсию, он ловко запутывал следы, уходя быстро и далеко. Иногда переодевался в немецкую форму. Постоянной базы его отряд не имел, держался близко к линии фронта. Коробач сумел наладить активное взаимодействие с Красной Армией. Время от времени принимал непосредственное участие в боевых действиях вместе с армейскими частями.

Штурмбаннфюрер СС Детлев фон Вакербарт, умелый контрразведчик, дал приказ как можно скорее уничтожить командира партизан. Проведение операции, которая носила кодовое название «Погоня», поручили карателям из отряда тайной полевой полиции ГФП-520. Ответственным назначили опытного провокатора — комиссара Франца Шлехтецкого из германской криминальной полиции, прекрасно говорившего на русском языке.

Оккупанты усилили контроль в населённых пунктах, перехватывали радиосообщения, пытались внедрять к партизанам своих агентов. Дороги, гарнизоны, склады теперь охранялись намного тщательнее. Рядом с железной дорогой вырубали деревья, в других местах устраивали поджоги леса. Беспрецедентные меры, предпринятые для поимки отряда, Коробача не удивляли и не пугали. Ещё раньше он писал маме: «…Они со страхом кричат о нашей наглости, нахальстве. Издают тысячи инструкций, приказов о борьбе с нами. Создают специальные отряды, выписывают из Германии собак. Но всё напрасно…»

Чтобы добыть сведения о неуловимом народном мстителе, мало было чинить жестокие расправы над теми, кто помогал партизанам. Гитлеровцы использовали и метод подкупа. За голову Маловишерского Волка, как именовали Льва Васильевича фашисты, обещали щедрое вознаграждение — 1 миллион оккупационных рейхсмарок, а 1 марку нацисты приравнивали к 10 советским рублям.

Набиравшиеся из числа местных жителей каратели хорошо знали эти леса. 21 июня Коробача удалось настигнуть. Тогда ценой значительных потерь он со своим отрядом смог отбиться. Однако в июле сражения происходили уже регулярно. Партизаны гибли один за другим, но самым худшим оказалась смерть радиста. Теперь не было возможности выйти на связь, попросить подмоги, пополнить заканчивающиеся боеприпасы.

Для поиска отряда в небо над лесами Батецкого района ежедневно поднимались немецкие самолеты. В конце концов, им удалось его заметить. Получив координаты, в погоню за Маловишерским Волком устремились вражеские полчища. Партизаны попали в окружение в заболоченных землях в районе деревни Несуж. Там 28 июля 1942 года 33-летний командир партизанского отряда Лев Васильевич Коробач вместе с боевыми товарищами погиб в неравной схватке с карателями. Точное место его упокоения до сих пор неизвестно.

Автор: Анастасия МОТОРИНА

Теги: партизаны, малая Вишера, Новгородская область

РЕКЛАМА

Еще статьи

Большие дела вершатся общими усилиями и к общей радости. На открытии выставки — Максим Орешкин, владыка Лев и Андрей Никитин.

Чудо обретения

В Великий Новгород вернулась святыня, похищенная во время оккупации немецким капелланом

19.06.2024 | История

Новые издания НГОМЗ расскажут, как Пушкин относился к Новгороду.

Ненаписанное путешествие

Каким был Новгород для Пушкина

11.06.2024 | История

Часть предметов крестьянской одежды для выставки предоставил российский художник Иван Глазунов.

Ситцевый рай

В Новгородском музее открылась выставка праздничных крестьянских костюмов

11.06.2024 | История

Портрет графа А.Г. Орлова-Чесменского. 1806—1809 гг.

На белом коне

Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям

29.05.2024 | История

«Медведь — село любимое» стало продолжением книги «Любимое село» от 2013 года.

Пройду по Миллионной…

Педагог и краевед из Шимского района Виктор Иванов выпустил новую книгу про село Медведь.

29.05.2024 | История

Говорят, что «Магда» – кинозвезда. И где же тогда её красная дорожка?

«Магда» на ходу

В областном центре продаётся бронетранспортёр вместимостью 12 немцев

29.05.2024 | История

Свежий выпуск газеты «Новгородские Ведомости» от 03.07.2024 года