Своим возвращением на родину победитель Чесмы обязан фортуне, музею, меценату и немного… лошадям
В Музее деревянного зодчества «Витославлицы» презентовали портрет графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского.
Портрет принадлежит кисти немецкого художника Иоганна Фридриха Августа Тишбейна, в 1806–1809 годах находившегося в России. Из семейства Тишбейнов вышли чуть ли не три десятка живописцев. Иоганн Фридрих Август — один из наиболее известных среди них.
Вновь поступившее приобретение — это замечательный подарок «Витославлицам» к 60-летию, которое приходится на нынешний год. Особое значение этому придаёт и подготовка новой экспозиции «История России — история семей. Род Орловых». Ведь живописные портреты Орловых, некогда находившиеся в новгородской усадьбе Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, утрачены. И вот в дом дочери приехал граф.
В отреставрированный, возрождённый дом. Как сам в битве при Чесме в 1770 году возрождал славу русского флота, взращённую Петром. Русская эскадра во главе с графом Алексеем Орловым и адмиралом Григорием Спиридовым разгромила турецкий флот, открыв новую страницу истории, вернув свободу дыхания и вероисповедания народам Балкан.
Об этом сказал генеральный директор НГОМЗ Сергей БРЮН:
— Чесма — золотое сочетание букв. Победив в этой баталии, русские моряки спасали горящих осман. Когда сегодня порой наши ребята вытаскивают из-под огня своего противника — это тоже про Чесму.
Обретение портрета графа Орлова — тоже своего рода виктория. Пусть и музейная. История эта началась всего полгода назад: советник гендиректора НГОМЗ Наталья Гормина встретилась с Жаном Луи Гуро — путешественником и писателем. Узнав, что в Новгороде готовится экспозиция по Орловым, Жан Луи сказал: «А у нас есть Орлов. Да-да, ваш!» Как оказалось, более 30 лет назад он приобрёл портрет в Москве у частного коллекционера.
Чем был близок Алексей Григорьевич Жану Луи? Своей любовью к лошадям. В своё время граф Орлов был известным конезаводчиком. А о месье Гуро достаточно говорит уже тот факт, что в 1990 году он повторил вояж русского сотника Дмитрия Пешкова, который прискакал на коне Серко из Благовещенска в Петербург. У Гуро есть книга, которая так и называется — «Серко».
Но вернёмся к портрету. «Надо возвращать!» — сказал Сергей Брюн, услышав рассказ Натальи Горминой. «И Господь так управил, что всё получилось», — это уже были слова на презентации представителя группы компаний «Черноголовка», попечителя НГОМЗ. Ну, время сейчас непростое, решать вопросы в Европе надо, непременно перекрестясь.
Главное, что теперь все волнения позади, граф Алексей Григорьевич дома. Вместе с ним у нас появился ещё и свой Тишбейн. Что само по себе примечательно, поскольку в российских музеях работ немецкого портретиста — раз-два и обчёлся. Только в Эрмитаже, а с недавних пор и у нас в Новгороде: граф А.Г. Орлов-Чесменский (1806–1809 гг., холст, масло, 61x45 см). С подписью художника на обороте.
Суть — в деталях. Хотя такую подробность на портрете, как тёмно-синяя лента – маленькая, едва виднеющаяся, можно и не заметить. Между тем, как пояснила нам заведующая отделом комплектования, изучения и популяризации музейных коллекций Ирина ВАСИЛЬЕВА, на этой ленте на груди Орлов носил миниатюрный портрет императрицы Екатерины II в форме сердца. Когда-то этот мини-портрет хранился в Юрьевом монастыре, но в 1914 году был передан в собрание Музеев Московского Кремля.
После того как портрет А.Г. Орлова получит обрамление, а резчики художественной мастерской Эрмитажа уже завершают свою работу, он будет представлен в постоянной экспозиции «История России — история семей. Род Орловых».